марок графу, и этого ещё мало, ежедневно нас надувают и обременяют вплоть до полного разграбления. Как приобщимся мы к новой вере, как будем строить церкви и примем крещение — мы, перед которыми ежедневно возникает необходимость обращаться в бегство? Но если бы было такое место, куда мы могли убежать!»
Увы, такого места у славян уже не было. Почти по всей Славии расползлось христианство: изо всех сил отбивались вятичи, уходя всё дальше на северо-восток, в глухие леса, держались ещё славяне в Верхнем Понеманье, в северных новгородских землях, отбивался от крестоносцев Никлот, князь восточных бодричей, и нерушимо стояла Аркона — белая скала на острове Руян.
В 1147 г. немцы предприняли крестовый поход против славян.
«Таким образом ширилось дело господне в земле Вагрской, и в этом граф и епископ оказывали друг другу взаимную помощь.… И ушли славяне, жившие в окрестных селениях, и пришли саксы и поселились здесь. Славяне же постепенно убывали в этой земле.… Однако ещё невозможно было удержать славян от грабежей, ибо они всё время переплывали море и опустошали землю данов и не отступали ещё от грехов отцов своих.
…Славянам, которые продолжали оставаться в стране вагров, полабов, ободритов и хижан, герцог повелел, чтобы они платили поборы епископу, как их платят у полонов (поляков) и поморян, т.е. с плуга по 3 модия и по 12 денариев местной монеты (Помните, как вятичи платили дань 'по щьлягу (12 денариев) от рала'? Западные же славяне только епископу, не считая герцога, платили больше, чем вятичи хазарам. Ради такого 'счастья', безусловно, стоило креститься! - В. К.) … И увеличивались десятины в земле славянской, потому что стеклись сюда из своих земель тевтонцы, чтобы населить землю эту, просторную, богатую хлебом, удобную по обилиям пастбищ, изобилующую рыбой и мясом и всеми благами». Аминь.
В 1160 г. погиб Никлот и восточных бодричей постигла участь христианского «спасения». Лютичи и бодричи были полностью уничтожены к концу XII века. К 1167 г. из огромной некогда Славии оставался свободным маленький остров Руян. «Город Аркона (столица руян) лежит на вершине высокой скалы.… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут был кумир… в его распоряжении были триста лошадей и столько же всадников, которые все, добываемое ими насилием или хитростью, вручали верховному жрецу; отсюда приготовлялись различные украшения храма. Прочее сохранялось в сундуках под замками; в них, кроме огромного количества золота, лежало много пурпуровых одежд, но от ветхости гнилых и худых.
Можно было видеть и множество общественных и частных даров, пожертвованных с благочестивыми обетами, просящих помощи, потому что этому кумиру давала дань вся Славянская земля. Даже соседние государи посылали ему подарки с благоговением…» (из «Деяний данов» Саксона Грамматика).
«На том острове живали люди идолопоклонники, рены или рутены имянуемые, люты, жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, идолов своих стояли. Те рутены от жестокосердия великого едва познали после всех христианскую веру. Того острова владетели таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, не токмо против недругов своих отстаивалися крепко, но и около острова многие грады под свою державу подвели… и воевали с датским королем и со иными поморскими князьями и с Любскою областью воевали много, и всем окрестным государствам противны были, язык у них был славенской да вандалской, грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы грамоте, не токмо воинским делам прилежные охотники были» (из «Космографии» Герарда Меркатора.)
В мае 1168 г. на остров высадились войска датского короля Вальдемара I Великого. 12 июня 1168 года горела крепостная стена Арконы, и многие защитники бросались в огонь, чтобы не попасть в рабство. Вальдемар велел принести кресло, сел на него и наблюдал за зрелищем. 13 июня 1168 г. Аркона была разрушена. Епископ Абсалон (да будет проклято его имя) в тот же день повелел разрушить славянскую святыню — храм Световита.
Душа моя плачет:печальные стоны
И чистые слёзы славян,
И пепел свещенный сожжённой Арконы.
И кровью омытый Буян…
Но память – как книга:
Впечаталась в сердце тяжёлая поступь шагов.
Несёт крестоносцам легатов интрига
Лишь смерть, а не новых рабов.
Костров ритуальных светые уголья
Сглотнёт беспощадный пожар.
На прахе славянском готовит застолье
Король-людоед Вальдемар.
Над сломленным Дубом