мирное время. Возникли новые города и посёлки, ещё богаче прежних.
В середине IV века до н.э. значительно увеличился вывоз хлеба в Грецию. V и IV века до н.э. называют также золотым веком Эллады. В 50-х годах IV в. до н.э. ежегодно только из Боспора в Афины вывозилось «более 400 тыс. медимнов хлеба (16 тыс. тонн)». Обратно в Славянскую землю текли средиземноморские товары: оружие, ткани, изделия ремесленников, оливковое масло, золото, серебро, медь. Такому расцвету торговли способствовало объединение Великой Скифии царём Атеем и подчинение его предшественниками Ариапифом, Скилом и Октамасадом греческих городов в северо-западном Причерноморье и Таврии.
Богатый край привлек внимание очередного «мирового владыки» — Филиппа Македонского. Уничтожив своих противников в Греции, Филипп вторгся в 342 г. до н.э. во Фракию, основав в долине реки Гебр (Марицы) город Филиппополь (Пловдив). Затем македонцы покорили греческие города-государства на западном берегу Чёрного моря, создав на завоеванных землях Фракийскую стратегию.
Неизбежно было столкновение двух великих держав. В 339 г. до н.э. македонская фаланга перешла Дунай и вступила в сражение со скифской конницей. Применив военную хитрость, Филипп разгромил кочевников. В этом бою погиб и девяностолетний царь Атей. Между Дунаем и Днестром македонцы захватили в полон 20 тысяч женщин и детей, а также 2 тысячи племенных жеребцов. Наступил черёд «торжища борисфенитов» Ольвии. В 335 г. до н.э. наследник Филиппа Александр Македонский предпринял поход на север, победив гетов, живших за Дунаем.
В 332 г. до н.э. в Северное Причерноморье вторглось 30-тысячное войско Зопириона, полководца Александра Македонского. Без труда овладев прибрежными греческими городами, Зопирион в 331 г. до н.э. осадил «торговый город борисфенитов» Ольвию — «наиболее срединный пункт во всей приморской Скифии».
Оборона Ольвии, «главного торжища борисфенитов (сколотов)», имела важное значение для процветания Славянской земли. Осада города продолжалась полтора года с 332 г. до н.э. по 330 г. до н.э. и закончилась победой «борисфенитов». На обратном пути бежавшие из-под стен Ольвии остатки «непобедимых» были уничтожены скифской конницей. В конце IV в. до н.э. скифам и «борисфенитам» пришлось отразить нашествия воинов Боспорского царства, образовавшегося на землях синдов, меотов и танаитов.
Наступил III в. до н.э. Беда обрушилась на Славянскую землю. Заклубилась пыль под копытами коней. Пришла в движение Степь. Скачет Баба-Яга верхом на коне во главе полчищ, застилающих тучами край неба. Из приволжских просторов хлынули через Дон «женоуправляемые» сарматы, могущественные родственники скифов. Загнав последних в Таврию, сарматы стали полновластными хозяевами причерноморских степей. «Девичье царство» сарматов, а вернее, сарматок, держало в повиновении все окрестные народы в течение пятисот лет. Сарматская «Царь-девица» славянских сказок заставляет «Ивана-царевича» жениться на ней, угрожая его отцу: «Я всё царство побью, попленю, головнёй покачу».
Тацит в I в. до н.э. писал о том, что венеды «из-за смешанных браков… приобретают черты сарматов». (И действительно, среди нынешних украинцев, по данным антропологов, часто встречается «иранский тип лица».) Сарматское нашествие отбросило назад сколотские племена в их развитии. Прекратилась хлеботорговля. Угас золотой век сколотов, угас золотой век Эллады.
«Эллада представляла поле развалин с великими памятниками прошлого: целые области обезлюдели, города превратились в захолустные деревушки» (Страбон. География).
То же случилось и со Сколотским Союзом племён. «Южную половину сколотских царств на Днепре («парадатов» и «авхатов») заняли сарматы, археологические памятники которых вклиниваются в Зарубинецкую область на Роси. Очевидно, богатое сколотское всадничество, хорошо знавшее торговые пути на юго-запад, к Ольвии-Борисфену, ушло в этом направлении от сарматской угрозы и оказалось далеко за Дунаем, где отвоевало у фракийцев земли. Зарубинецкая культура — это проявление быта простых людей, рядовых членов племени, оставшихся без своей племенной знати, смогшей уйти или в Крым или во Фракию» (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С.20).
Наступил II в. до н.э. Не выдержав сарматских набегов, сколоты переселяются из лесостепи на север, в земли, занятые балтами и неврами. На западе Славянской земли венеды упорно отбивают нападения кельтов. Это время расцвета славянской «культуры подклошовых погребений», сложившейся в результате взаимных влияний лужичан и поморян. С конца II века на земле «культуры