Математический трактат из четырех частей или 'Четверокнижие' Клавдия Птолемея
КНИГА I
1. Введение Из всех способов предсказания с помощью астрономии два
являются наиболее важными и надежными. Один из них, стоящий первым как по
порядку, так и по эффективности, дает нам возможность оценить аспекты
Солнца, Луны и звезд относительно друг друга и Земли; второй позволяет нам,
следуя собственным изначальным свойствам этих аспектов, изучить изменения,
вызываемые ими в том, что они охватывают. Первый, имеющий собственную
методику и необходимый сам по себе, хотя он и не дает тот результат, который
достижим при его сочетании с другим способом, мы постарались представить вам
наилучшим образом в специальном трактате. А теперь приведем описание
второго, менее самостоятельного метода, используя соответствующие
философские понятия для того, чтобы человек, стремящийся познать истину,
никогда не стал бы проводить параллель между эмпирикой этого метода и
надежностью первой, неизменной области знания, относя на ее счет
неопределенность и непредсказуемость материальных свойств, обнаруживаемых в
частных явлениях и, в то же время, не стал бы воздерживаться от проведения
такого исследования, которое находится в пределах возможного, когда
совершенно очевидно, что большинство событий общего характера восходят
своими причинами к небесам. Однако поскольку все, что достигается с трудом,
всегда с легкостью подвергается критике большинства людей, а в случае двух
вышеупомянутых дисциплин обвинения против первой могут выдвигаться только
слепым, тогда как вторая имеет достаточно много подозрительных моментов -
трудность восприятия отдельных мест заставляет многих думать о полной
невозможности ее постижения, а неспособность отказа от хорошо известного
порождает представление о бесполезности объекта ее изучения - мы попытаемся
кратко рассмотреть степень как возможности, так и пользы подобного
предсказания до того, как предложить более подробное рассмотрение материала.
Итак, перейдем к возможности.
2. О том, как и насколько достижимо знание астрономическими методами
Всего лишь несколько соображений понадобится для доказательства каждому того
факта, что некая сила, исходящая из вечной эфирной субстанции, проникает
повсюду и рассеивается в пространстве, окружающем Землю, которая тем самым
подвергается изменениям, поскольку такие первичные элементы, как воздух и
огонь, подвержены влиянию движения эфира и, в свою очередь, вызывают
изменения во всем остальном: в земле и в воде, и в растениях, и в животных.
Так Солнце вместе с окружением всегда оказывает определенное воздействие на
все находящееся на Земле; это происходит не только посредством изменений,
которые присущи временам года и проявляются как появление нового поколения
животных, роста растений, паводков и изменения организмов, но и посредством
ежедневного обращения, ведущего к чередованию жары, влажности, сухости и
холода, оно строго упорядочено и соответствует положению светила
относительно зенита. Также и Луна, как наиболее приближенное к Земле
небесное тело, в изобилии дарует свой свет земным предметам, причем
большинство из них как одушевленных, так и неодушевленных, испытывает к ней
расположение и изменяется вместе с ней; реки ускоряют или замедляют свой бег
под воздействием ее лучей, приливы и отливы морей начинаются с ее восходом и
заходом, а растения или животные полностью или частично расцветают или
увядают вместе с ней. Более того, перемещения неподвижных звезд и планет по
небу часто означают жаркое, ветреное или снежное состояние воздуха, что
оказывает соответствующее воздействие на земные явления. Затем также их
аспекты относительно друг друга|2<= путем слияния или смешения их
воздействий приносят немало сложных перемен. Хотя сила Солнца преобладает в
общем управлении качеством, другие небесные тела оказывают помощь или
противостоят ему в частных деталях; Луна делает это более очевидно и
постоянно, например, когда она повал, полная или в четверти, а звезды через
более продолжительные промежутки и менее явно, то есть при их появлениях,
скрытиях и сближениях. Если рассматривать проблемы подобным образом, то все
согласятся с вытекающим отсюда следствием, по которому не только предметы,
уже явленные, должны