Клавдий Птолемей

Четверокнижие

в

кратком ответе на вопрос о пользе предсказаний, причем для начала следует

обозначить, как и с учетом какого конечного результата мы будем

рассматривать значение слова 'польза'. Если мы обратимся к душевным

качествам, то что может быть более полезным для процветания, радости и

удовлетворения в целом, нежели этот вид предсказания, с помощью которого мы

обретаем полное представление о делах человеческих и божьих? А если мы

направим внимание на качества тела, то подобное знание, лучше чем все

другое, даст почувствовать, что является подходящим и целесообразным для

потенциальных возможностей каждого темперамента. Однако, если предсказание

не помогает в приобретении богатства, славы и тому подобного, мы получаем

возможность сказать то же самое и о всей философии, поскольку она не

способна самостоятельно обеспечить ни одну их этих вещей. Тем не менее не

стоит искать в этом оправдание нашего отрицания как философии, так и

искусства предсказания, и игнорировать его немалые преимущества. При общем

рассмотрении станет ясно, что те, кто обвиняет предвидение в бесполезности,

не обращают внимания на более важные вещи, останавливаясь на том только, что

предсказание событий, которые и так случатся в будущем, излишне; это

утверждается безоговорочно и без должного различения. Прежде всего, мы

должны учитывать, что даже в случае событий, которые обязательно произойдут,

их неожиданность имеет свойство вызывать чрезмерную панику или неуемную

радость, тогда как предвидение, давая возможность переживать отдаленное

будущее как настоящее, успокаивает душу, заставляет ее свыкнуться с мыслью о

неизбежном и подготавливает ее принять все, что бы ни случилось, спокойно и

ровно. Во-вторых, нам не следует полагать, что отдельные события даются

человечеству как результат воли небес, как если бы они были изначально

предписаны каждому человеку по некоему окончательному божественному приказу

и должны неотвратимо произойти без какой-либо возможности вмешательства

любой другой причины. Здесь скорее верно то, что движение небесных тел

всегда происходит в соответствии с божественным и неизменным

предначертанием, тогда как изменение земных вещей подчинено влиянию

природных и переменчивых факторов и, если, исходя из вышесказанного,

говорить о первопричинах, управляется случайностью и естественной

последовательностью событий. Более того, некоторые вещи происходят с

человеческим родом по причине обстоятельств более общего характера, а не

вследствие личной, природной предрасположенности индивидуума. В качестве

примера можно указать гибель большого числа людей при пожарах, эпидемиях

чумы или катаклизмах, которые обусловлены чудовищными и неизбежными

изменениями в окружении, ибо меньшая причина всегда уступает место большей и

сильнейшей. Однако другие события находятся в соответствии с присущим

личности естественным темпераментом и обусловлены менее значительным и

случайным антагонизмом окружающего. Таким образом, при выделении этого

различия становится ясно, что если любое событие как в целом, так и в

частном, зависит от первопричины, которая непреоборима и более сильна, чем

все противостоящее, то оно непременно свершится. Напротив, если события

другого характера, то те, в которых участвуют противоборствующие силы, могут

быть легко предотвращены, при отсутствии же противодействия они, безусловно,

будут развиваться согласно предписанному изначально пути, однако это будет

происходить в силу невежества, а не по причине неизбежности проявления

всемогущей силы. Подобное явление можно наблюдать при самых разнообразных

событиях, обусловленных естественными причинами. Ибо, что касается даже

камней, растений, животных, а также ран, неудач и болезней, то некоторые

события имеют природу неотвратимую, тогда как другие происходят только в том

случае, если им нет никакого противодействия. Следует полагать, что

прорицатели предсказывают выпадающее на долю человека, уже учитывая данный

принцип и подходя к стоящей перед ними задаче без ложных представлений, ибо

определенные явления неизбежны в силу многочисленности и мощи вызывающих их

причин, тогда как другие, напротив, могут быть предотвращены. Точно также

врачи, способные распознавать болезни, заранее знают, какие из них фатальны,

а