награждали эти планеты ста-
ринные астрологи. Наше исследование затронет главным образом этот,
второй уровень языка планет.
3Третий уровень включает, помимо семи видимых планет, также откры-
ваемые при помощи приборов или вычислений невидимые
(невооруженным глазом) транссатурновые планеты, которые иногда
называют 'высшими'. К настоящему времени открыты три невидимых
планеты - Уран, Нептун и Плутон. Их владения распределены в Зо-
диаке по тому же принципу, что и владения планет септенера - по
мере удаленности от Солнца. Значение высших планет, таким образом,
зависит во многом от уже устоявшихся значений знаков Зодиака и пла-
нет септенера (ведь их символизм должен органично вписаться в уже
устоявшуюся целостную систему, расширяя, но не искажая значения
управляемых высшими планетами знаков).
Существует два наиболее очевидных способа осмысления невидимых
планет через видимые. Первый - через соответствие планет, владею-
щих одними и теми же зодиакальными знаками: дневные владения ви-
димых планет становятся ночными для невидимых - и наоборот. Это
попытка заглянуть за 'Горизонт' (то есть за 0 градусов Водолея), за
черту, отделяющую видимый, воплощенный подсатурновый мир -
Космос - от Хаоса и Внешней Тьмы. Например, Марс и Плутон
управляют одними и теми же знаками - Овном и Скорпионом. Марс
представляет внешнюю активность, выражающую внутреннюю волю
индивидуума. Активность Марса человек понимает как свою собствен-
ную активность. Это д`Артаньян в ярком плаще и с перьями на шляпе,
рассматривающий войну как свое личное дело. Плутон, напротив, пока-
зывает обратную сторону активности - ее мотивированность социу-
мом. Это активность человека как инструмента трансцендентной ему
воли (воли толпы, класса, интересов продолжения рода и т. п.). Эту
активность человек не считает своей, он как бы не несет за нее ответст-
венности - это солдат, подчиняющийся приказу, один из тысяч, стоя-
щий в шеренге и одетый в униформу цвета хаки. Проще всего прочув-
ствовать этот тип активности человеку, оказавшемуся рядовым участ-
ником большой демонстрации или массовых беспорядков.
Другой способ рассмотрения - принять весь подсатурновый мир за
целое, сопоставить его с Солнцем. Тогда высшие планеты примут
функции видимых как их 'высшие октавы'. То есть, ближайшая плане-
та к целому, дифференцирующая его взаимодействие с внешним, в од-
ном случае Меркурий, а в другом - Уран. Вторая, осуществляющая
отбор по принципу любви, - Венера и Нептун. Третья, реализующая
волю, - Марс и Плутон [17]. В этом случае говорят, что Уран - выс-
шая октава Меркурия, Нептун - Венеры, а Плутон - Марса. Как мы
видим, оба способа ставят в соответствие Плутону Марс, значит, здесь
аналогия будет наиболее полной.
Если будет открыта четвертая невидимая планета (которую сейчас уже
называют Прозерпиной), то, по вышеописанной логике, она станет со-
управителем Венеры и высшей октавой Юпитера.
ИСТОЧНИКИ
1. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991
2. Адо П. Плотин или Простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Ши-
чалина, 1991
3. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени. М.: Наука, 1982
4. Башляр Г. Психоанализ огня. М.: Прогресс, 1993
5. Бейтсон Г., Джексон Д., Хейли Д., Уилкенд Д. К теории шизофрении. // МПЖ,
1993, э 1, 2
6. Бергсон А. Собрание сочинений, т. 1. М.: Московский Клуб, 1992
7. Гачев Г. Книга удивлений. М.: Педагогика, 1991
8. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс,
1988
9. Горелик Г. Е. Почему пространство трехмерно? М.: Наука, 1982
10. Иванов В. В. Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантно-
сти полушарий. В сб.: 'О человеческом в человеке', М.: Политиздат, 1991
11. Иванов С. Магическая Семерка. // Наука и Религия, 1990, э3
12. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Изд-во Трансперсонального Институ-
та, 1994
13. Кэрлот Х.Э. Словарь символов. М.: 'REFL-book', 1994
14. Левин М., Митяева Т. Оккультные принципы, лежащие в основе астрологии. В
сб.: Астрология, век XX. М.: Имидж, 1991
15. Мерло-Понти М. Око и Дух. М.: Искусство, 1992
16. Мифологический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1991
17. Пашов В. Элементы астрологии. // Домашний Астролог, 1993, э 1
18. Пригожин И. Стенгерс И. Время, Хаос, Квант. М.: Прогресс, 1994
19. Сердце мозга / НЛП, т. 2. Екатеринбург, МООПД, 1993
20. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-
изобразительных произведениях. М.: Прогресс,