человека всегда играло одну из первых ролей в драме постижения
Космоса как упорядоченной вселенной. Важнейшие космогонические
мифы повествуют о сотворении Мира из частей тела либо самого Творца,
либо Первочеловека. 'Начиная с определенного уровня культуры
космогонический миф объясняет сотворение преданием смерти какого-то
гиганта (Имир - в германской мифологии, Пуруша - в индийской,
Пан-ку - в китайской): его органы служат для зарождения разных
космических районов' [29, стр 42]. Отсюда, кстати, берет начало
практика жертвоприношений, которые 'суть не что иное, как имитация,
часто символическая, первого жертвоприношения, давшего рождение
Миру'. Мир предстает как антропоморфное отображение бога - Брамы
- у индусов, Ра - у египтян, Диониса - у греков, Ахамот - у
гностиков и т. п. И, наоборот, человек создается по образу и подобию
Мира: кости - из камней, кровь - из моря, мышцы - из земли, волосы
- из трав. 'Все это конкретно-религиозные выражения все той же
общей мысли о взаимоподобии мира и человека'[22]. Как говаривал
Протагор, человек - мера всех вещей. Это относится в первую очередь
к телу. Пропорции человеческого тела почитались древними как
наиболее совершенные из всего, сотворенного богом. На их основе
создавались все известные каноны, используемые в архитектуре и
изобразительном искусстве. Анатомические особенности человека легли
и в основу некоторых систем счисления и различных мер длины.
'Линейными мерами, которыми издревле пользовался человек, были
палец (дюйм), ладонь (пальма, равна четырем пальцам), локоть, равный
двум пядям или шести ладоням; полусажень, равная двум локтям, и
сажень, равная двум полусаженям (сажень - от 'досягать' захватом рук
в стороны или вверх). Точно так же с первых шагов землемерия
применил человек в качестве меры длины стопу (фут) и двойной шаг. А
так как в основу членений человеческого тела природа положила
дихотомию (деление пополам) и иррациональные зависимости двойного
квадрата, сводимые к 'золотым отношениям', - антропометричные
меры, становясь размерами сооружений, привносят в архитектуру
свойство взаимопроникновения, т.е. гармонию. Вот почему мы говорим:
человек - камертон гармонического строя архитектуры.
Основные меры Древней Руси, легко воспроизводимые измерением тела
человека (от земли до основания шеи и размахом рук в стороны), это
соответственно двойной шаг - тмутараканская сажень 142 см и мерная
сажень 176 см'[26]. 'Из всей плеяды древних канонов (египетский,
древнегреческий Поликлета, тибетский, канон Леонардо да Винчи),
включая современный канон Ле Корбюзье (Модулор), только канон
древних египтян, реконструированный Ф. де Кора, носит абстрактный
характер - в нем нет человеческого изображения. Тем не менее канон
устроен так, что в нем, оказывается, закодированы ритмы мужского и
женского тела'[26].
Гуманизм, поставивший человека на пьедестал, провозгласивший его
интересы самым важным на свете, вместе с тем забыл о нем. Торжество
идеалов свободы, гуманизма и частного предпринимательства стало и
торжеством объективистского подхода. Конвент принял за основу
измерения длины метр - величину, не представленную явно в
человеческом теле. И лишь в середине нашего века, наряду с
возрождением таких 'субъективных' наук как психология, была
предпринята серьезная попытка создания 'измерительного инструмента',
основанного на размерах и пропорциях человека. Модулор Ле Корбюзье,
не смотря на то, что основывался на иных математических принципах,
чем древние каноны, тем не менее, обнаруживает поразительные
совпадения с ними. Рост человека принят для Модулора равным 183 см
или 6 футов. 'Эта величина точно совпадает с эталоном Витрувия,
который указывает, что ступня, т. е. фут, составляет 1/6 человеческого
роста. Анализ показывает, что эта схема совпадает с античным каноном и
в других основных членениях. Работая над системой пропорций,
Корбюзье не исходил из античных канонов. Корбюзье изобретал
Модулор, руководствуясь интуицией и опытом, анализируя исторические
памятники, исследуя размеры, функционально необходимые для
человека, и проверял их в своей творческой лаборатории'[11]. Заметим
кстати, что 183 см приближенно равны четырем египетским локтям (45
см), широко применявшимся в античные времена. Величина 45 см еще
будет рассматриваться довольно подробно далее.
Это то, что мы легко обнаруживаем в связи с темой тела. Гораздо
труднее прочувствовать, что тело составляет саму основу нашего
восприятия и нашего действия в мире, так как