Сергей Маслов

Perpetuum mobile

можно подытожить, что симметричные относительно

сердца и наиболее удаленные от него голова и таз несут символическое

значение непосредственного взаимодействия внутреннего с внешним,

внешней активности, рождения и смерти, трансформации и возрождения,

творчества, как переноса части себя во внешний мир. Тут можно

отметить и отсутствующий в явном виде у человека, но присутствующий

у большинства животных вид творчества - а именно творчество

посредством экскрементов. Под творчеством мы понимаем

манифестацию 'Я', в данном случае - 'письмена' посредством мочи и

кала, отмечающие территорию и т. п.

Во всем вышеописанном очевидно проявление трансформирующих

стихий, причем положительная (огонь) соответствует верху - голове, а

отрицательная (вода) - низу - тазовой области. Функции головы и таза

соответствуют первой внешней планете - Марсу. Итак, в полном

согласии с астрологической традицией, мы можем сказать, что головой и

тазом управляет Марс, причем голове соответствует его огненное

владение, Овен, а тазу - водное владение, Скорпион.

Овен символизирует возрождение через жертву, обычно

сопровождающуюся огнем (Агнец-agni-igni-огонь). А Скорпион

символизирует 'самоубийство', внутреннюю жертву, аутоагрессию,

единство жертвы и палача. Творчество, направленное вовне, имеет и

обратную, печальную сторону - распространяя части себя на мир, мы с

одной стороны приобретаем над ним власть, но с другой - утрачиваем

власть над собственными творениями, безвозвратно расстаемся с ними.

Для мужчин творчество связано чаще всего с верхним - огненным

полюсом, а для женщин, рожающих детей, с нижним - водным.

ШЕЯ И ПОЯСНИЦА: СФЕРА ВЕНЕРЫ.

Полюса тела, соответствующие сфере Марса, отделены от сердечного

центра определенным расстоянием. Между изначальным внутренним

огнем Солнца и его внешней реализацией - Марсом есть разделяющие,

опосредующие сферы (воздуха и земли). Это характерно для всех живых

(то есть имеющих выбор) организмов. Лишь у неживых, не имеющих

выбора, объектов нет различия между 'волей' и 'действием', их

внешнее действие не отличается ничем от внутренней воли к действию.

Так, волей камня в поле тяготения Земли является неудержимое

стремление к Земле, и единственное действие, на которое камень

способен, - падать вниз. В этом его целостность и свобода.

Наиболее заметно отделяют центр от периферии два симметричных

сужения тела - шея и поясница. Талия и шея находятся на равном

расстоянии от сердца и во многом сходны. Они соответствуют сфере

первой внутренней планеты - Венеры и соотносятся с функцией

внутреннего выбора (оценочного суждения или бессознательного

предпочтения). Телесно это выражается в их гибкости (шейный и

поясничный лордоз), тонкости и незащищенности. Шея и, отчасти,

поясница дают возможность переместить внимание и направление

взгляда без перемещения в пространстве.

Самый эффективный способ управлять человеком - через управление его

эмоциями, системой внутренних ценностей. Ярким символом отказа от

собственных желаний при сохранении внешней активности, подчиненной

чужой воле, является ошейник раба с выбитым на нем именем хозяина.

С прямо противоположной целью - оградиться от манипуляции своими

желаниями - употребляется защитная кольцевая символика: бусы,

ожерелья, пояса и т. д. В несколько более узком понимании они несут

эротическую символику: либо запретительную - как символ

целомудрия, либо как символ связи - любовных уз и верности, либо

просто подчеркивают тему секса - например, пояс Венеры, и несут

также фетишистское значение (дарение поясов и шейных платков во

многом аналогично дарению колец).

Приятие и неприятие внешнего, желание и нежелание проявлять

внутреннее состояние относятся к разбираемой сфере. Нежелание

принимать пищу выражается в рвоте, эмоциональная зажатость,

подавляемые эмоции, чувства - в мышечных зажимах шеи.

Невозможность ни проглотить, ни отвергнуть то, что предлагается извне,

- 'комок в горле'. 'Основная мышечная блокировка, ведущая к

фригидности, - зажатость в тазовой области, в особенности в пояснице'

[12].

Фригидность же символизирует разрыв между внутренней активностью

и внешним действием, неспособность действовать во внешнем мире в

соответствии со своей индивидуальной волей и предпочтениями. Оргазм,

как противоположность фригидности, может рассматриваться как

стирание родительского запрета на свободу самопроявления,

утверждение способности совершать несанкционированные действия.

Подвижность шеи и поясницы дает человеку возможность