жестикуляции
более непосредственной, чем только при помощи рук, и несущей
сексуальную окраску, в связи с чем она не очень принята в нашей
культуре (в отличие, скажем, от негритянской).
То, какие действия будут совершать голова и таз, куда они 'повернут',
зависит от характеристик шеи и поясницы: длины, толщины, гибкости. У
человека искусства функция выбора - и эстетического и этического -
должна быть хорошо развита, а значит, шея у него длинная, тонкая,
гибкая. 'На слово 'длинношеее' в конце пришлось три 'е' - укоротить
поэта - вывод ясен...' . И в то же время 'Полководец с шеею короткой
должен быть в любые времена - чтобы грудь почти от подбородка, от
затылка сразу чтоб спина'2: человеку, принимающему решения, не
терпящие отлагательства, и отдающему приказы, не до колебаний и
тонкостей выбора.
ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС И ТОНКИЙ КИШЕЧНИК: СФЕРА МЕРКУРИЯ.
Еще ближе к центру находится сфера Меркурия. Анатомически и
символически ее довольно сложно отделить от Солнечно-Лунной
сердцевины. Эта сфера отвечает за дифференцированность
первоначального солнечного импульса и адаптивных реакций.
У примитивного существа набор вариаций как действия, так и
восприятия может быть ограничен двумя-тремя (например у
одноклеточных, обладающих лишь тропизмами, или даже у
примитивных членистоногих - напр. клещей), в то время как у человека
он не поддается исчислению. Солнечный импульс распадается у него на
бесчисленное множество редуцированных действий, каждое из которых
могло бы быть реализовано и которые внутренне ощущаются и
обрабатываются в виде мыслей, а внешне выражаются в виде
микродвижений. Они постоянно присутствуют в теле в виде таких
микродвижений, причем одновременно поддерживается 'жизнь' многих
вариантов задержанного действия, из которых функция Венеры должна
выбрать одно, которое и будет передано в сферу Марса для внешней
реализации.
Недоразвитие сферы Меркурия по сравнению со сферой Венеры ведет к
преобладанию оценочности суждений и узости круга возможных
вариантов действия (вплоть до отсутствия чувства юмора), человек
всегда знает, чего и как он хочет (богатая палитра по шкале 'нравится -
не нравится'), и не испытывает сомнений по поводу выбора
'технологии' для достижения желаемого, ибо сам выбор невелик.
Переразвитие же сферы Меркурия в ущерб Венере приводит к
постоянному прокручиванию бесчисленных вариантов возможных
действий, к расширению круга этих возможностей и к большим
сложностям с выбором одной из них для реализации. Следствием
является либо отсутствие внешней активности (при слабом Марсе), либо
суета, когда делается множество дел одновременно. Смертный грех
гиперактивного Меркурия - сомнение, невозможность выбрать,
постоянное уточнение деталей.
'Суета' в проекции на телесные функции (плечевой пояс с руками и
тонкий кишечник) может соотноситься с дрожанием рук и поносом (в
прямом и переносном смысле). В ситуации с большой перспективой (то
есть, с точки зрения Меркурия, - с большим количеством
непросчитанных вариантов) характерной метафорой служит выражение
'дух захватывает'. Другой вариант переразвитого Меркурия -
сомнения, опасения, тревожность, связанные с фиксацией на ожидании,
сверхосторожность, предусмотрительность, сверхаккуратность, попытка
учесть все мелочи, перебрать все возможные варианты - выражается в
зажимах плечевого пояса (верх груди, подмышки, задержки дыхания,
пожимание плечами), а в области Девы это выражается в запорах (так
наз. анальный характер) и в мышечных зажимах подреберья и
межреберья.
Дифференцирующая природа Меркурия отражается также и в чисто
анатомических аспектах. Мы можем наблюдать ее в ветвящейся
(снаружи внутрь) системе бронхов и ветвящейся 'изнутри' системе
кровеносных сосудов, подходящих к бронхам и кишечнику. Это места, в
которых происходит интенсивный обмен и внешнее уже необратимо
становится внутренним. Ветвящаяся самоподобная структура бронхов
часто приводится в качестве примера природного фрактала. А принцип
фрактала - самоподобие, образование из единого целого поразительно
сложных форм посредством различных преобразований - это и есть
принцип Меркурия, принцип дифференциации единого. В меньшей
степени, чем на примере бронхов, мы можем наблюдать ветвление и в
строении другого органа, относимого к Меркурию, - руки. Меркурий
или, скажем, сходный по значению армянский Тир - покровитель
мудрости, письма и художеств, является также проводником душ в
подземном царстве, а с этой его ролью тесно связан символизм
лабиринта. Лабиринт