мы встречаем практически
во всех 'диалектических' учениях - начиная от традиционных и за-
канчивая марксизмом (формы движения материи).
Принцип Целостности говорит о том, что принципы Подобия и Ие-
рархии управляют лишь Целостными явлениями, которые в каком-то
смысле равнозначны Миру в целом (самый привычный образ: человек
как микрокосм).
ДВОЙКА: ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ
Главным достижением современной науки и основной особенностью,
выделяющей ее среди других видов знания, является привязанность к
одному определенному уровню бытия, одной системе координат. Это
как бы изображение мира в прямой перспективе - то есть взгляд из
одной конкретной точки. Каждый план бытия состоит из элементов,
присущих этому плану, и законов, связывающих эти элементы. Наука
должна строго определить, что является элементом, атомом в ее описа-
нии мира, и установить законы. Такой способ познания дает ответ на
вопросы 'Что?', 'Как?', 'По каким законам?'. Знание, не выходящее за
пределы одного уровня, мы здесь будем называть 'горизонтальным'.
На вопросы 'Почему?' (например: 'Почему тела притягивают друг
друга?') наука принципиально не отвечает. А если отвечает, то либо
ответ является тавтологией (поскольку в неявном виде содержится в
исходных предпосылках или аксиомах), либо наука перестает быть чис-
той наукой и заползает на чужую территорию, используя прием редук-
ционизма - объяснения более высокого плана более низким. Так, пси-
холог может попытаться объяснить плохое настроение несварением
желудка, или историк может объяснять войну стремлением полковод-
цев к славе, а солдат к наживе. Редукционизм - следствие слабости,
бессознательная попытка уйти от решения проблем своей науки. Но
если попытка объяснения одним уровнем бытия другого делается соз-
нательно на основе закона аналогии и без сведения (редукции) высшего
уровня к низшему, то она имеет полное право на существование. Одна-
ко это уже не научное мышление, а символическое. Символ (от грече-
ского слова sumballo - связываю, составляю, соединяю) - то, что
связывает по закону аналогии разные планы бытия. Символ устанавли-
вает вертикальные связи между горизонтальными планами. Это пред-
ставление будет основополагающим в нашей работе. Итак, первое и
главное разделение мира - на вертикальное и горизонтальное.
Поскольку классическая наука, занимающаяся горизонтальной состав-
ляющей бытия, прочно утвердилась в миропонимании последних веков,
мы уделим некоторое внимание вертикальной составляющей, которая
остается в тени современного представления о мире. Проблемами вер-
тикальных связей обычно занимаются философы, следующие традици-
ям символизма. Мне близки взгляды таких мыслителей, как Плотин,
Шопенгауэр, Шпенглер, Карсавин, Флоренский, Эрн, Башляр. У этих
авторов мы видим раскрытие идеи 'вертикального' движения, не сво-
димого к простым и обратимым перемещениям в горизонтальных пла-
нах. Так, например, Эрн в 'Идее катастрофического прогресса' выделя-
ет движения 'прерывные' и 'непрерывные' (соответствующие нашим
вертикальным и горизонтальным). Непрерывные движения, по Эрну,
'будучи, по существу, эмпирическими, подчиняются условиям времени
и пространства, обусловлены законом причинности, принадлежат
'нашему' феноменальному миру... Закон их роста понятен эмпириче-
скому уму, рационален...' Прерывные же - 'их прерывают, переводят
на качественно новую ступень... Эти перерывы иррациональны, ... мис-
тичны' [23]. Интересно, что близкое нашему разделение на горизон-
тальное и вертикальное сохранилось в названии осей - абсцисс
(abscido - 'отрезаю, отделяю' - ось отрезков, кусков, предметная и
измеряемая ось) и ординат (порядков, этажей, уровней).
Асимметрию времени описывают вертикальные стихии. Асимметрия
времени всегда представлялась парадоксальной. С одной стороны, она
очевидна и необходима, симметричное время не было бы временем. С
другой стороны, описать различие между прошлым и будущим, ис-
пользуя обычный язык, а тем более формальный язык науки (язык го-
ризонтальных стихий), невозможно. Второй парадокс заключается в
том, что асимметрия времени на языке горизонтальных стихий может
быть описана с использованием представлений о сложных и дифферен-
цированных структурах с одной стороны и об однородном хаосе с дру-
гой. Парадокс здесь заключается в том, что необратимости времени
соответствуют два противоположных процесса - нарастание энтропии,
разложение сложного и эволюция, усложнение структур и организмов.
Огонь и Вода символизируют