представляет комплекс близких символических
значений: 'потерю 'духа' в процессе созидания' (инволюция);
'потерянности и отдаленности от источника жизни; по Элиаде, главная
задача лабиринта заключалась в охране 'центра'. В то же время
лабиринт можно объяснить и как вариант ученичества для неофита,
который должен научиться нахождению верного пути, ведущего в
потусторонний мир и из страны мертвых'[12].
В древности существовало представление о потустороннем мире как о
стране безвыходных путей. 'Души умерших не могут выбраться из
запутанных ходов, подобно тому, как дичь, попавшая в ловушку, не
может найти из нее выхода.' (Причем такое положение характеризует не
только умерших, но иногда и спящих.) 'Древнейшие лабиринтообразные
фигуры образованы из взаимопроникающих спиралей или
петлеобразных линий', напоминающих по виду кишки. В середине
многих из этих фигур стоит точка, которая обозначает Солнце [7].
Лабиринт, таким образом, можно рассматривать как запутанный,
извилистый, сложный путь к (или от) простому и целостному (истине,
богу и т. п.) Блуждание по лабиринту (или пещере, коридорам, улицам) в
сновидении имеет анатомо-физиологический коррелят в работе
кишечника.
К сфере Меркурия относится мышление, но не как действие, а как
задержка действия, пространство возможных действий, а также набор
умений, способов заботы о себе и прочая практическая суета. Меркурий
также отвечает за контакты, общение. Если не выходить за пределы
одного человека как целостности - это контакты с внутренними
оппонентами - со-мнение, со-поставление, контакты различных мнений,
живущих в человеке. Эти мнения могут быть персонифицированы
множеством знакомых человеку людей.
В самом широком смысле Меркурий - посредник, он создает среду,
пространство для возможных действий, контактов, некоторое расстояние
от индивидуальности до собственных мыслей, чувств и действий.
_____________________________________________________________________
Итак, тело человека (без ног) симметрично и находится под управлением
Солнца и планет земной группы. Вкратце повторим описание, но в
обратную сторону - начиная от центра. Солнце дает первичный
целостный импульс - волю к самопроявлению. Меркурий
дифференцирует этот импульс, представляя пространство возможных
действий, структурированное определенным образом - например, на
основе аффинных преобразований (т. е. поворотов, сдвигов, растяжений
и сжатий исходной целостности - как получаются сложнейшие
фрактальные структуры из простых формул). Далее, Венера выбирает из
возможного то, что ей нравится, и передает Марсу, реализующему
солнечный импульс во внешнем мире. К сфере планет земной группы
относится разделение внутреннего и внешнего, трансформация одного в
другое, воздействие внутреннего на внешнее и внешнего на внутреннее:
восприятие, питание, секс, творчество, выделение, мышление,
инструментальная активность и т. п.
Приспособлением себя к окружающей среде с одной стороны и
приспособлением среды к себе с другой исчерпывается вся деятельность
человека как индивидуального организма, имеющего определенные
границы. Однако, существует еще один вид активности, который не
является деятельностью в этом смысле, так как не вызывает изменений
ни внутри, ни вовне человека. Этот удивительный тип активности -
передвижение организма в среде, именно не изменение окружающей
среды посредством перебирания ногами, а перемещение неизменного
организма по неизменной, не зависящей от него объективной среде.
ПЛАНЕТЫ-ГИГАНТЫ И НОГИ.
Ноги в целом символизируют несколько тем. Первая - опоры. В
экзистенциальном смысле сюда относятся в основном ступни. И
правильнее было бы говорить скорее не об опорах, а об истоках, корнях.
Ступни символически являются местом наибольшей уязвимости, причем
иного рода, чем, скажем, горло; через них часто приходит смерть к
наиболее защищенным героям (как правило, при помощи яда), -
вспомним хотя бы Ахилла или Вещего Олега. Ступни символизируют,
наряду с обувью, тему похорон, ухода. Ступня человека, в отличие от
большинства других животных, целиком прижата к земле, что можно
соотнести с памятью о своих корнях и с памятью вообще. Для
избавления умершего человека от груза земных привязанностей - от
праха земного - древние египтяне практиковали срезание подошв с ног
усопшего. Родственным символом очищения стоп и отречения от мира
сего можно считать белые тапочки покойников.
Ноги как опоры служат также возвышению человека во всевозможных
смыслах: физическом, социальном,