к голове,
напрягаются мускулы, так как мы физически готовы к драке или какой-
нибудь подобной ситуации.' А. Пиз также отмечает, что 'это именно то
расстояние, на которое человек, городской житель, протягивает руку
(для рукопожатия. - С. М.), расстояние между телом и кистью. Это
позволяет руке встретить руку другого человека на нейтральной
территории'[20, с. 34].
Чтобы почувствовать сферу Юпитера, представьте себе зонтик в
обычном его положении над головой и продлите эту поверхность до
замыкания внизу примерно там, куда достают кончики пальцев
опущенных рук. Вокруг тела эта сфера описывается руками в
полусогнутом положении (не под прямым углом, как в сфере Марса). В
качестве атрибута священников-браминов зонтик является символом
власти, причем именно не солнечной, а юпитерианской -
священнической власти. С зонтиком изображался карлик - пятая
аватара Вишну.
Сама форма зонтика - стрела, пронзающая полусферу, аналогично луку
Стрельца, - символизирует прорыв границ обыденного мира.
Родственным, замещающим символом можно считать гриб (вспомним
хотя бы грибочки - навесы на детских площадках или грибы вместо
зонтиков у гномов из сказок). . Гриб же - источник магической,
колдовской силы, которая придает 'ускорение' адепту, помогает достичь
измененных состояний сознания, переместить 'точку сборки'. Следует
напомнить, что физически планета Юпитер играет роль 'зонтика'
Солнечной Системы (некоторые говорят - 'помойки'), так как он
притягивает залетные космические тела (например, кометы) и защищает
от них планеты земной группы.
Сфера Сатурна с центром в сердце окажется выделенной, если мы
встанем на колени и возденем руки к небу. Как Сатурн является
последней видимой планетой, так и сфера Сатурна - последняя,
которую могут описать конечности симметрично относительно
сердечного центра.
Рука осталась за границами нашего исследования. Тем не менее,
отметим несколько важных моментов, связанных с этим чисто
человеческим органом.
Всем известна связь руки с прямохождением и инструментальной
(орудийной) деятельностью. Однако, на наш взгляд, перенос части
внешней активности со рта на руки важен не только и не столько
возможностью совершать более точные и разнообразные действия:
многие животные виртуозно оперируют предметами при помощи губ и
зубов или клювов. Прямохождение освободило руки для того, чтобы
они, в свою очередь - освободили рот, и человек смог наконец-то его
закрыть.
Закрытый рот делает человека гораздо более замкнутым и
самодостаточным, гораздо более отдельным существом, чем другие
животные (которые открыты в горизонтальном направлении) или
растения (открытые по вертикали). Человек становится
индивидуальностью, микрокосмом. У людей с ослабленной границей,
недостаточной отделенностью от мира рот, как правило, не закрывается,
да и экскременты не удерживаются.
Прямохождение способствовало также закрытости противоположного
полюса - анального отверстия и женских гениталий (сравните с
положением, например, собачки, у которой все на виду).
Руки дают человеку возможность отстраниться от предмета, которым он
манипулирует, да и просто видеть его, что затруднительно, если он
оперирует им при помощи рта. При помощи рук человек может
совершать действия не только на границе внешнего и внутреннего, но и
во внешнем мире. Эти действия гораздо менее эмоциональны, менее
вовлекающие в действие все существо, более отстраненные (проще
ударить рукой, чем укусить).
____________________________________________________________________
В следующем разделе ('Приложения') мы коснемся еще некоторых
аспектов планетарной символики человеческого тела, не нашедших
освещения в основном тексте.
ИСТОЧНИКИ
1. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991.
2. Амроян С. Амур на дне бокала // 'Спид-Инфо', 1995, э 3.
3. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике.
//'Вопросы философии', 1990, э 4.
4. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.
5. Гачев Г. Русский Эрос. М.: Интерпринт, 1994.
6. Гачев Г. Книга удивлений... М.: Педагогика, 1991.
7. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993.
8. Даль В. Толковый словарь, т. 4. М.: Русский язык, 1980.
9. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М.: Книга, 1994.
10. Зильман Х. Приключения в мире животных. М.: Мир, 1979.
11. Ле Корбюзье. Модулор. М.: Стройиздат, 1976.
12. Кэрлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994.
13. Левин М., Митяева Т. 'Оккультные принципы, лежащие в основе астрологии'