/в сб.: 'Астрология, век ХX', М.: Юпитер, 1991.
14. Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. М.: Наука, 1986
15. Менегетти А. Словарь образов. Л.: ЭКОС и ЛАОП, 1991.
16. Моррис Д. Голая обезьяна. // 'Спид-Инфо', 1995, ээ 2-5.
17. Першиц А. Почему туареги закрывают лицо? // 'Знание-Сила', 1980, э 10.
18. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М.: Гиль-Эстель, 1993.
19. Петухов С. Геометрии живой природы и алгоритмы самоорганизации.
М.: Знание,1988.
20. Пиз А. Язык жестов. Воронеж: НПО 'МОДЭК', 1992.
21. Флоренский П.А. У водоразделов мысли, ч. 1. М.: Правда, 1990.
22. Флоренский П. А. У водоразделов мысли, ч.2. // в журн. 'Символ'
1992, э 28, Париж.
23. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990.
24. Фрейд З. 'Я' и 'Оно'. Тбилиси: Мерани, 1991.
25. Хромченко М. Сердце-солнце //'Знание - сила', 1976, э7.
26. Шевелев И., Марутаев М., Шмелев И. / в сб. Золотое сечение:
Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990.
27. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993.
28. Шпинар В. История жизни на Земле. Прага: Артия, 1977.
29. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994.
30. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.
31. Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990
32. Лоренц К. Агрессия. М.: Изд. Группа 'Прогресс', 'Универс', 1994.
33. Белага Л. Поцелуй // 'Спид-Инфо', 1995, э 3.
__________________________________________________________________
Маслов С. В.
ПРИЛОЖЕНИЯ
__________________________________________________________________
СОЛНЦЕ И ЛУНА КАК ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ЭТАЛОНЫ
Одной из важных особенностей Солнечной Системы с точки зрения зем-
ного наблюдателя является постоянство углового размера Солнца и Лу-
ны. Оба светила, дневное и ночное, мы видим всегда одного и того же
размера - примерно 0,5 или 1/115 радиана. Светила - уникальные
объекты (если не считать созвездий и анатомически обусловленных
границ поля зрения), чей угловой размер для нас всегда остается не-
изменным. Таким образом, они дают нам не только временной, но и
пространственный эталон, власть которого, как мы сейчас увидим,
распространяется в том числе и на произведения искусства. Так, ес-
ли Вы смотрите на 'классический' пейзаж с оптимального расстояния
(около трех диагоналей картины =3D), то угловой размер Солнца или
Луны (a), изображенных на нем, довольно близок к половине градуса.
То же самое соотношение мы имеем в случае поясного портрета (в том
числе иконы) и для величины глазного яблока, недаром принято счи-
тать, что глаза - аналоги светил на лице.
Поскольку большинство картин писалось с расчетом на то, что их бу-
дут рассматривать с расстояния в 3D (то есть так, чтобы их угловой
размер b был равен 1/3 рад), то требование постоянства углового
размера светил выливается в требование постоянства отношения диаго-
нали картины к диаметру светила. Несложный расчет показывает, что
это отношение (для удобства дальнейших рассуждений обозначим его А)
должно быть равно:
А = 115/3 = 38.
При соотношении А = D/d = 38 мы воспринимаем картину (например пей-
заж) как реалистическую, не вызывающую необычных пространственных
ощущений. Картина - как бы окно, продолжение реального пространст-
ва, в котором живет зритель.
Но встречаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. В том
случае, если светило меньше, чем обычно (например 1/60 диагонали
пейзажа), как это встречается, например, у Питера Брейгеля Старше-
го, наблюдатель оказывается вне того мира, который изображен на
картине, и рассматривает его издалека, со стороны. Он видит иной
мир. Пространство здесь глубокое, огромное, гипертрофированное,
пустое, в него можно падать как в бездну. Это 'небо Аустерлица'.
Здесь наблюдатель - лишь наблюдатель с другой планеты и не включен
не только в действие, но и в метрику пространства картины. Более
слабо это проявляется, например, у Куинджи в его ночных пейзажах.
Здесь эффект скрадывается за счет неравнозначности центральной час-
ти полотна и однотонных (черных) боковых полей, полностью погружен-
ных во мрак. Если их вычесть и оставить лишь 'активную' часть кар-
тины, то мы вернемся к соотношению А = D/d = 38.
Противоположный эффект достигается при увеличенном (скажем, до 1/15
D) светиле. Яркий пример тому - Винсент Ван Гог (11x x x
Результаты приводятся в виде двух диаграмм, отдельно для портретов
и пейзажей, на которых изображено частотное распределение значений
А (отношения