диагонали картины к светилу или глазу). Короче говоря:
чем выше значение N, а вместе с ним и кривая на графике, тем больше
картин с соответствующим значением А, а чем N ниже, тем их меньше.
На диаграммах мы видим четко выраженное гауссово распределение с
максимумом в точке с предсказанным значением А=38. Гауссово распре-
деление (характерный пик с быстро понижающимися склонами) говорит о
том, что отклонения от 'нормального' значения А=38 носят случайный
характер.
А - отношение диагонали картины к диаметру светила.
N - частота попадания значений А в интервал, равный 5 (эта величина
определяется погрешностью измерений). Конкретные значения показаны
маленькими точками. Большими точками показана частота попадания
значений А в интервалы, равные 10 (эта величина близка к среднему
отклонению от полученного среднего значения 38). Для больших точек
числовое значение N, естественно, нужно удваивать. Для примера при-
ведены имена некоторых наиболее известных художников с указанием
среднего для их картин значения А.
___________________________________________________________________
ТРИ 'ПОВОРОТА' В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
Основные способы отношения к миру, или основные повороты, закреп-
ленные языком в грамматических лицах: то, что обращено к миру и
проявляет собственный способ восприятия мира или воздействия на не-
го, есть лицо. Лицо же может быть троякое: либо созерцание, объем-
лющее собою все Бытие; либо предмет чужого созерцания и, как тако-
вой, объемлемый миром, либо, наконец, соотнесенное с миром и урав-
новешенное с ним начало. грамматически это будут: Я, Он и Ты'. П.
Флоренский
В качестве Я лицо дается прямым поворотом. Будучи полнотою и все
собою обнимая, оно есть двигатель всего, сам неподвижный. Всякий
фасовый портрет композиционно относится к разряду икон и, следова-
тельно, в замысел художника должна входить идеализация изображаемо-
го, возведение его к божественной норме. Фасовое изображение пред-
ставляет субъектность, полноту и самодостаточность человека. В фас
лучше всего видны глаза - зеркало души, показывающее внутреннюю
сущность человека. При лицевом повороте энергия направлена от кон-
тура, лицо дает, выводит за себя. Флоренский сравнивает его с Солн-
цем. И действительно, аналогия между фасовым портретом и солнечным
принципом в астрологии достаточно очевидна.
Профилем передается действие данного лица на внешний мир. Изобража-
ется тут, собственно, не лицо как таковое, а функция его, его дея-
тельность. Графически понятно это приурочение воли именно к профи-
лю, поскольку тут требуется неуравновешенность самого контура. Из
всех возможных поворотов, профильный дает наибольшую возможную осе-
вую асимметрию и потому наиболее неуравновешен. В отношении профиля
понятно, что он становится уместным всюду, где требуется выразить
победу воли над средою. В профиль должны изображаться полководцы,
герои, ораторы, захватчики. В профиль лучше всего видны органы воли
и страсти - нос, подбородок, надбровные дуги. Перечисляя характер-
ные особенности профильного портрета, Флоренский достаточно полно
описал астрологический принцип Марса.
Поворот в три четверти характерен для современного искусства. Иска-
ние истины новый человек предпочитает истине. 'Стремиться' новому
человеку представляется оправданием жизни, независимо от наличия
истины или лжи. Флоренский видит в трехчетвертном повороте переход
от фаса к профилю. Но, поскольку он рассматривает такой переход как
болезнь (с чем никак нельзя согласиться), то укажем лишь некоторые
интерпретации изображения в три четверти. Это, во-первых, - попытка
изобразить движение, и во-вторых, - попытка изобразить тело в объе-
ме (которые неразрывно связаны друг с другом). Искание, стремление,
да и просто перемещение в пространстве, так же как и пространствен-
ный объем и течение времени, - атрибуты астрологического принципа
Юпитера.
В Древнем Египте изображение стоящего человека сочетало в себе все
три 'поворота', три грани его проявления, символизируемые тремя ог-
ненными планетами. Причем повороты частей тела соответствуют каждый
своей планете по той системе управления, которая была изложена в
части 2 настоящей книги.
Как видно на рисунке, египтяне изображали голову и таз, подчиненные
Марсу, в профиль, а грудную клетку и глаз, которыми управляет Солн-
це, - в фас. Трехчетвертного поворота древнеегипетское искусство не
знало, но идею движения и объемности выражало положение ног, кото-
рыми заведует Юпитер: ноги