Сергей Маслов

Perpetuum mobile

два разных времени. Время Огня - бу-

дущее, там находится цель стремлений, вершина эволюции, светлое

будущее, страшный суд, воскресение, рай и так далее - то есть, точка

отсчета, причина (целевая). Здесь господствует телеология, свобода

воли. Недаром будущее время часто образуется через добавление вспо-

могательного глагола 'хочу' (например в церковнославянском -

'хочу быти' или в английском - 'will be'). Преобладающие эмоции

- оптимизм, устремленность, желание, экспансивность. Время Огня

описывает эволюцию, дифференциацию, рост, жизненный порыв

(витализм). Такое мировосприятие характерно для молодости: все луч-

шее впереди.

Время Воды имеет точку отсчета в прошлом - там был Золотой век,

там жили великаны, герои, там остался идеал человека и общественного

устройства, райские кущи, молочные реки с кисельными берегами. И

все это постепенно разрушается, пожирается молью, покрывается пле-

сенью, порастает быльем. Основной модус такого времени - облада-

ние: прошлым мы обладаем, а к будущему стремимся. Эмоции Воды:

грусть по прошлому, желание сохранить то, что имеешь, залатать рас-

ползающиеся лохмотья, склеить черепки. Время Воды утекает сквозь

пальцы. Это 'старческое' время соответствует Второму закону термо-

динамики. Каждое поколение, старея, видит, что мир стал хуже, чем

был в его молодости: нравы портятся, рушатся устои... Хотя, если взять

больший промежуток времени - все вроде бы происходит наоборот:

торжествует прогресс и эволюция.

Интересно, что наука, стремясь быть объективной, сделала человека

простым наблюдателем и упразднила телеологию (время Огня). Пас-

сивный наблюдатель, каковым является экспериментатор в лаборато-

рии, естественно наблюдает торжество второго закона термодинамики

- как все стареет, рушится, превращается в хаос.

ЧЕТВЕРКА: ЦИКЛ СТИХИЙ

Четверичность есть архетип почти универсального явления. Он фор-

мулирует логическую основу для любого цельного суждения. Если кто-

либо желает вынести такое суждение, оно должно иметь этот чет-

веричный аспект'.

К. Г. Юнг [24]

В западной астрологии традиционно рассматриваются четыре стихии:

Огонь, Земля, Воздух, Вода. К вертикальным стихиям мы относим

Огонь и Воду, представляющие, собственно, две стороны одной медали

- цикла качественной трансформации. Они отвечают за переход с од-

ного уровня на другой. Вместо вертикальной черты креста можно на-

рисовать кольцо, в котором выделены две стороны - передняя и зад-

няя, восходящая и нисходящая, выражающие эволюцию и инволюцию,

пассивную и активную стороны трансформации.

К горизонтальным стихиям мы относим Землю и Воздух. К ним отно-

сится, собственно, все, что можно описать словами (Земля), и сам язык

описания (Воздух). Земля - это объект, элемент, атом, плотное тело.

Воздух одновременно выражает и разделяющий и связующий принцип

- это расстояния между объектами, дающие им возможность переме-

щения в пространстве, изменения без трансформации и ломки, само это

пространство, а также абстрактные законы, описывающие положения

тел в пространстве. Мы в дальнейшем будем как синоним Воздуха ис-

пользовать слово 'пространство' в значении пространства возможно-

стей, того, что дает возможность многообразия. Воздух - язык описа-

ния объектов (то есть Земли), оперирующий ими как своими элемента-

ми.

В динамике четыре элемента составляют основу четверичного цикла,

выражающего сущность любого элементарного акта. Напомним, что

четыре элемента порождаются через дробление Единого, поэтому со-

ставляют неразрывное целое и по отдельности не имеют смысла.

Поскольку вертикальные стихии можно представить только через то

трансформирующее влияние, которое они оказывают на горизонталь-

ные, мы начнем описание цикла стихий с Земли, как исходной точки.

Земля - это то, что мы имеем в начале: неосознаваемое целое, знание

без сознания, бессознательная установка, то, что не имеет частей -

абсолютно жесткое тело, которое не может быть изменено иначе как

разрушено. Пользуясь геометрической аналогией, это - исходная

Точка.

Огонь вводит новое измерение - он 'развертывает', разворачивает (e-

volutio, de-velopment) эту точку, безразмерную целостность, в линию.

Огонь представляет активный, трансформирующий (Землю) принцип.

Сам по себе он не поддается рациональному описанию, но мы можем

описать следствие его действия на Землю - как бы превращение части

ее в Воздух. Огонь разрушает, разделяет, дифференцирует