Свами Вивекананда

Мой учитель

его к той же цели, которой он уже достиг,

К такому же заключению он пришел, следуя истинной религии Иисуса Христа.

Он обращался ко всем сектам, какие только мог найти, и в каждом случае

отдавался их вере всем своим сердцем. Он делал в точности то, что предписывала

данная секта, и всегда приходил к тому же результату. Так, на собственном

опыте он узнал, что цель всех религий одна и та же, что все они пытаются

учить одному и тому же, а разница заключается главным образом в методе

и еще более в языке. В сущности, все секты и все религии имеют одну цель,

а спорят и ссорятся они лишь из-за корысти: споры вызваны не заботой об

истине, я заботой о поиооитете 'своего имени'. Например, два человека проповедуют

одну и ту же истину, но первый человек говорит про второго: ' Его слова

немогут быть истинны, потому что я не утвердил их моим именем. Поэтому

не слушайте его'. А второй человек говорит про первого: 'Не слушайте его!

Хоть он и проповедует, в общем-то, то же самое, но все же это не истина,

потому что он проповедует не от моего имени'.


Вот что понял мой Учитель, и тогда он стал учиться смирению, потому

что он нашел, что одна общая идея во всех религиях такова: 'не я, но Ты'-

и кто говорит 'не я', тому Господь наполняет сердце. Чем меньше этого мелкого

'я', тем больше в человеке Бога. Он нашел эту истину во всех религиях мира

и стал осуществлять ее в своей жизни. Как я уже говорил вам, он никогда

не ограничивался прекрасными теориями, но стремился немедленно осуществить

задуманное на практике. Мы видим, как многие произносят расчудесные речи

о милосердии и равенстве, о правах других людей и обо всем таком прочем,

но все это остается теорией. Мне посчастливилось: я нашел человека, который

умел воплощать теорию в жизнь. У него была удивительная способность осуществлять

на практике то, что он считал правильным.


Так вот, неподалеку жила семья неприкасаемых. Неприкасаемых в Индии

несколько миллионов. Этих людей считают такими низкими, что, согласно некоторым

нашим книгам, если брахман, выходя из дома, увидит лицо неприкасаемого,

он должен будет пропоститься целый день и прочитать определенные молитвы,

чтобы снова стать чистым. В некоторых индусских городах есть такой обычай,

что неприкасаемый должен появляться на людях с вороньим пером в волосах

- в знак того, что он неприкасаемый, и должен при этом громко кричать:

'Берегитесь, по улице идет неприкасаемый!' Люди разбегаются от него, словно

по волшебству, потому что если кто-нибудь случайно прикоснется к нему,

то должен будет переодеваться, мыться и совершать разные обряды. А неприкасаемые

в течение тысяч лет верили, что так оно и должно быть; верили, что их прикосновение

делает других нечистыми, Так вот, мой Учитель стал приходить в дома неприкасаемых

и просить, чтобы ему разрешили навести в доме чистоту. Как раз традиционное

занятие неприкасаемых - это уборка улиц в городах и уборка домов. Неприкасаемый

не должен входить в дом через переднюю дверь; он входит в дом с черного

хода, а как только он уходит, все те места, по которым он ступал, опрыскиваются

водой из Ганга, чтобы они снова стали чистыми. В силу своего рождения брахман

олицетворяет чистоту и святость, а неприкасаемый - все противоположное.

И вот брахман просит разрешения убраться в доме неприкасаемых. Конечно

же, неприкасаемые не могли ему позволить это, потому что все они думали,

что разрешить брахману такое - это ужасный грех, сулящий им погибель. Неприкасаемые

не давали ему разрешения, и вот глубокой ночью, когда все кругом спали,

Рамакришна сам, бывало, входил в какой-нибудь дом. У него были длинные

волосы, и он подметал пол своими волосами, говоря:'О моя Мать, сделай меня

слугой неприкасаемых, заставь меня почувствовать, что я еще ниже, чем они'.

'Те чтут меня наилучшим образом, кто чтит моих почитателей. Они все - мои

дети, и для тебя честь - служить им'-так учит индусское писание[15].


Были и разные другие приуготовления, рассказ о которых занял бы слишком

много времени, а я сейчас хочу дать вам лишь общий очерк его жизни. В течение

многих лет он образовывал себя. Одна из его садхан[16]

заключалась в том, чтобы искоренить сознание