пола. Душа не имеет пола,
душа - не мужчина и не женщина. Пол присущ лишь телу, и человек, который
стремится к жизни духа, не может в то же самое время держаться за различия
пола. Рожденный с телом мужчины, этот человек захотел внести во все женское
начало. Он стал представлять себя женщиной, одевался, как женщина, говорил,
как женщина, оставил все мужские занятия и жил в доме на женской половине,
среди женщин одного почтенного семейства; и после нескольких лет такой
самодисциплины его сознание переменилось, он совсем позабыл о самой идее
пола; изменилось все его миропредставление.
На Западе мы слышим о поклонении женщине, но обычно ей поклоняются за
ее молодость и красоту. Этот же человек под поклонением женщине имел в
виду то, что для него лицо каждой женщины было ликом Матери, исполненной
блаженства, и ничем иным. Я сам видел, как этот человек подходил к женщинам,
которые были отверженными в глазах общества, падал к их ногам и говорил,
обливаясь слезами: 'О Мать, в одном своем обличье Ты - на улице, а в другом
Ты - вселенная. Я поклоняюсь Тебе, Мать. Я поклоняюсь Тебе'.
Подумайте о блаженстве той жизни, из которой исчезло все плотское, когда
на каждую женщину можно смотреть с любовью и благоговением, когда лицо
каждой женщины преображается и на нем сияет лишь лик Божественной Матери,
Исполненной Блаженства, Защитницы рода человеческого. Вот в чем мы нуждаемся.
Не думаете ли вы, что божественную природу женщины можно обмануть? Нет,
никогда. Эта божественная природа всегда и всюду утверждает себя. Она безошибочно
разоблачает обман, разоблачает лицемерие; она безошибочно чувствует тепло
истины, свет духовности, святость чистоты. Такая чистота абсолютно необходима,
если мы хотим достичь истинной духовности.
* * *
Именно такая строгая, незапятнанная чистота вошла в жизнь этого человека.
Все борения, которыми наполнена наша жизнь, для него стали делом прошлого.
Добытые тяжким трудом драгоценности духа, ради которых он отдал три четверти
своей жизни, теперь можно было отдавать человечеству; и тогда началась
его миссия.
Его учение и проповедь были своеобразными. В нашей стране учитель-наставник
- это в высшей степени почитаемый человек, к нему относятся как к Богу.
Мы даже меньше чтим отца и мать. Отец и мать дают нам тело, а наставник
указывает путь к спасению. Мы - его дети, мы в духе рождаемся от наставника.
Все индусы приходят на поклонение к выдающемуся наставнику, толпами собираются
вокруг него. И вот появился такой учитель-наставник, но он сам и не думал
о том, что ему должны поклоняться, он совсем не считал себя великим учителем,
он думал, что все совершает Мать, а вовсе не он сам. Он всегда говорил:
'Если я говорю что-то стоящее, то это говорит Мать. При чем здесь я?' Таково
было его представление о своей деятельности, и он держался этого представления
до самой смерти. Этот человек никогда ничего и никого не домогался. Его
принцип был таков: формируй свой характер, свою личность, обретай духовность,
и результаты придут сами собой. Он любил пояснять этот принцип так:'Когда
цветок лотоса раскрывается, пчелы сами прилетают к нему за медом; поэтому
пусть полностью раскроется лотос твоего характера, твоей личности - и результаты
воспоследуют сами собой'. Таков преподанный им великий урок.
Мой учитель повторял мне этот урок сотни раз, но я часто забываю его.
Мало кто понимает силу мысли. Если человек уйдет в пещеру, замкнется в
ней, продумает некую действительно великую мысль и умрет, то эта мысль
пройдет сквозь стены пещеры, провибрирует сквозь пространство и в конце
концов охватит весь род человеческий. Вот какова сила мысли. Поэтому не
спешите сообщать ваши мысли другим. Сначала обретите то, что стоит сообщать.
Лишь тот учит, кому есть что сообщить; потому что обучение - это не просто
говорение, обучение - это не внушение тех или иных доктрин, обучение -
это общение. Духовность можно сообщить другому, приобщить к ней другого,
точно так же, как я могу дать вам цветок. Это верно в самом буквальном