достичь великой духовности без такого самоотречения? Самоотречение -
это основа всякой религиозной мысли, где бы она ни возникала, и вы всегда
увидите, что если идея самоотречения ослабевает, то чувственность вторгается
в сферу религии и в той же мере убывает духовность.
Этот человек был воплощенным самоотречением. В нашей стране человек,
становящийся саньяси, должен отречься от всякого мирского имущества и состояния,
и мой Учитель выполнил это правило буквально. Было много людей, которые
сочли бы за великое благословение возможность собственноручно принести
ему какой-нибудь дар, которые с радостью дали бы ему тысячи рупий, если
бы он эти деньги принял, но именно таких людей он отвергал. Он был великим
примером и живым воплощением полного торжества над чувственными помыслами
и алчностью к деньгам. Он был за пределами и того, и другого, и подобные
люди необходимы для нашего века. Подобное самоотречение необходимо в наши
дни, когда люди стали думать, что они не могут прожить и месяца без удовлетворения
того, что они называют своими 'потребностями', день ото дня чрезмерно растущими.
Необходимо, чтобы в такое время появился человек, способный показать всем
скептикам мира, что есть еще люди, не ставящие ни во что и золото, и славу
мирскую. И подобные люди еще действительно есть.
Еще одной главной идеей его жизни была огромная любовь к людям. Первая
часть жизни моего Учителя была посвящена стяжанию духовности, а в оставшиеся
годы он раздавал эту духовность людям. В том, что касается общения с религиозными
наставниками, или с саньяси, обычаи в нашей стране не такие, как у вас.
Люди запросто приходят к ним с разными вопросами, некоторые могут пройти
пешком сотни миль только для того, чтобы задать один вопрос и услышать
в ответ одно лишь слово. 'Скажи мне одно лишь слово для моего спасения',-
вот ради чего люди идут к наставнику. Они приходят толпами, без всяких
церемоний, туда, где обычно пребывает тот или иной наставник; например,
он сидит под деревом, и люди подходят к нему и задают вопросы; и только
уйдут одни, приходят другие. Таким образом, если человека очень почитают,
у него иногда нет отдыха ни днем, ни ночью. Ему порой приходится непрерывно
говорить. Час за часом люди могут идти и идти к нему, и он должен давать
им наставления.
И к моему Учителю люди шли толпами, чтобы услышать его, и ему случалось
говорить по двадцать часов в сутки, и это не один день, но месяц за месяцем,
пока в конце концов тело его не надломилось под тяжестью этого огромного
напряжения. Его любовь к человечеству не позволяла ему отказывать в помощи
даже самому последнему из тех тысяч людей, которые искали его поддержки.
Постепенно у него развилась опасная для жизни болезнь горла, но его нельзя
было убедить воздерживаться от подобных напряжений. Как только он слышал,
что кто-то пришел и хочет его видеть, он настаивал на том, чтобы пришедшего
впустили к нему, и отвечал на все его вопросы. В ответ на увещевания он
говорил: 'Мне все равно. Я бы отдал двадцать тысяч таких тел, чтобы помочь
одному человеку. Великая заслуга - помочь хотя бы одному человеку'. Он
не ведал отдыха. Однажды некий посетитель спросил его: 'Господин, вы -
великий йог, почему вы не хотите направить силу вашего сознания хотя бы
в малой степени на ваше собственное тело и излечить болезнь?' Сначала он
ничего не ответил, но, когда вопрос был задан повторно, он мягко сказал:
'Друг мой, я думал, что вы мудрый человек, а теперь вы говорите, как все
другие люди. Мое сознание отдано Господу. Не хотите ли вы сказать, что
я должен востребовать его обратно и снова направить в собственное тело,
которое всего лишь клетка для души'.
Так он продолжал проповедовать людям, и разнесся слух, что его тело
скоро прекратит свое существование, и люди стали приходить к нему еще большими
толпами, чем прежде. Вы не можете себе представить, как это бывает в Индии
с великими религиозными наставниками, как люди буквально толпятся вокруг
них и делают из них живых богов. Тысячи приходили и ждали своей минуты,
чтобы только прикоснуться к краю его одежды. Именно такое поклонение духовности