же как Запад порождает гигантов политики, гигантов науки.
В начале XIX века, когда в Индию стало проникать влияние Запада, когда
западные завоеватели с мечом в руках пришли доказывать потомкам мудрецов,
что они- всего лишь варвары, народ, предающийся пустым грезам, что их религия
- всего лишь мифология, что Бог, душа и все, к чему они стремились,-просто
слова без какого бы то ни было смысла, что тысячи лет борьбы и стремлений,
тысячи лет бесконечного отрешения были тщетны и ни к чему не привели, среди
молодежи в университетах возник и стал живо обсуждаться вопрос, не было
ли все прежнее существование Индии ошибочным, не завершилось ли оно банкротством
и не следует ли начать все сначала на западный лад, разорвать старые книги,
сжечь сочинения старых философов, прогнать своих проповедников и разрушить
свои храмы. Разве западный завоеватель, показавший истинность своей религии
при помощи меча и пушки, не сказал, что все прежние взгляды и обычаи -
всего лишь суеверие и идолопоклонство? Дети, воспитанные и обученные в
новых школах, устроенных на западный лад, с малых лет впитывали такие идеи;
поэтому и неудивительно, что возникали такие сомнения. Но вместо того,
чтобы отбросить суеверия и действительно искать истину, сделали мерилом
истины вопрос: 'Что говорит Запад?' Долой жрецов, сожжем Веды, потому
что так сказал Запад. Чувство возникшего этаким образом беспо койства породило
в Индии волну так называемых реформ.
Если вы хотите быть истинным реформатором, необходимы три вещи. Первое
- чувствовать и сочувствовать. Сочувствуете ли вы действительно вашим братьям?
Чувствуете ли вы действительно, что в мире много нищеты, много невежества
и суеверия? Чувствуете ли вы действительно, что люди - ваши братья? Охватила
ли эта идея все ваше существо? Течет ли она в вашей крови? Бьется ли в
ваших венах? Проникла ли она в каждый нерв, в каждую клеточку вашего тела?
Наполнились ли вы этой идеей сочувствия? Если да, то это только первый
шаг.
Вы должны затем подумать о том, нашли ли вы какое-нибудь лекарство?
Старые понятия могут и в самом деле быть сплошь суевериями, но в этой массе
суеверий есть золотые самородки истины. Отыскали ли вы способ сохранить
это золото, отделив его от мусора? Если да, то это будет второй шаг; и
необходим еще один.
Каковы ваши побудительные мотивы? Уверены ли вы, что вами движет не
стремление к богатству, не жажда славы или власти? Уверены ли вы, что сможете
защитить свои идеалы и продолжать ваше дело даже в том случае, если весь
мир захочет вас сокрушить? Уверены ли вы, что знаете, чего хотите, и будете
исполнять свой долг, и только долг, даже с риском для жизни? Уверены ли
вы, что будете упорно добиваться своего до тех пор, пока в вас теплится
жизнь, до последнего удара сердца? Если да, то, значит, вы - истинный реформатор,
вы - наставник, вы - Учитель, вы - благословение для человечества. Но человек
так нетерпелив, так близорук. У него нет терпения ждать, нет способности
предвидеть. Он хочет править, он хочет немедленных результатов. Почему?
Потому что ему хочется самому пожать плоды, потому что в действительности
ему нет дела до других. Долг ради долга - это совсем не то, чего он хочет.
'На труд ты имеешь право, но не на плоды труда'[3],-
говорит Кришна. Зачем цепляться за результаты? Нам принадлежат лишь обязанности,
лишь долг. А результаты пусть позаботятся сами о себе. Но у человека нет
терпения. Он хватается за любую схему-программу. Большее число потенциальных
реформаторов во всем мире могут быть отнесены к этой категории.
Как я уже сказал, идея реформ появилась в Индии тогда, когда стало
казаться, что волна материализма, обрушившаяся на ее берега, смоет учения
древних мудрецов. Но народ и прежде выносил удары тысяч таких волн, волн
перемен. Эта волна была не столь разрушительна, как другие. В течение сотен
лет волна за волной захлестывали, словно наводнения, землю Индии, ломая
и круша все на своем пути; вот заблистал меч, и возглас 'Победа Аллаху!'
разорвал небеса Индии; но наводнения спадали, оставляя идеалы народа неизменными.