Свами Вивекананда

Мой учитель

тех пор,

пока основой и опорой его остается дух, пока люди Индии не откажутся от

своей духовности. Нищими они могут оставаться, бедными и неимущими, грязь

и уродство могут окружать их вечно; но пусть они не отказываются от своего

Бога, пусть они не забывают, что они - потомки великих мудрецов древности.

Подобно тому как на Западе даже простой человек с улицы стремится возвести

свою родословную к какому-нибудь разбойнику-барону средних веков, так в

Индии даже. Император, восседающий на троне, стремится возвести свою родословную

к какому-нибудь нищему мудрецу, жившему в лесу, носившему одежду из коры,

питавшемуся дарами природы и общавшемуся с Богом. Вот какую родословную

мы хотим иметь; и пока святость в таком великом почете, Индия не может

погибнуть.


Многие из вас, вероятно, читали статью профессора Макса Мюллера в недавнем

номере журнала 'Девятнадцатый век', озаглавленную 'Истинный Махатма'[4].

Жизнь Шри Рамакришны примечательна тем.что она была живой иллю страцией

тех идей, которые он проповедовал. Возможно, она покажется несколь ко романтичной

вам, живущим на Западе, в атмосфере, которая совершенно иная, не такая,

как в Индии. Но, возможно, тем интересней для вас будет то, что я расскажу,

потому что вы сможете увидеть в новом свете вещи, о которых многие уже

наверняка читали.


Итак, в то время как в Индии начинались разнообразные реформы[5],

в одной из глухих деревень Бенгалии, в бедной брахманской семье 18 февраля

1836 года родился ребенок. Его отец и мать были людьми очень правоверными.

А жизнь истинно правоверного брахмана - это постоянное самоотречение[6].

Круг дозво ленной ему деятельности весьма ограничен, в особенности правоверному

брахма ну не дозволено заниматься каким-либо мирским предпринимательством.

Он должен был жить дарами и приношениями, но имел право получать их отнюдь

не от каждого. Можете себе представить, сколь строга и сурова такая жизнь.

Вы часто слышали о брахманах и их жреческом призвании, но лишь немногие

из вас когда-либо задавали себе вопрос, почему эта удивительная группа

людей имеет такую власть над своими соотечественниками. Брахманы - самые

бедные в своей стране; секрет их силы и власти - в их самоотречении. Они

никогда не стремятся к богатству. Это беднейшее жреческое сословие в мире

и потому - самое могущественное. При всей их бедности жена брахмана никогда

не позволит бедному путнику пройти деревней без того, чтобы не дать ему

какой-либо еды. Это считается высшим долгом матери в Индии; именно потому,

что она мать, ее долг - есть последней, во время семейной трапезы; она

должна позаботиться о том, чтобы все поели прежде нее. Вот почему мать

в Индии почитают как Бога. Та конкретная женщина, мать ребенка, о котором

идет речь, была именно такой индусской матерью. Чем выше каста, тем больше

ограничений. Люди низших каст могут есть и пить все, что им хочется, но

чем выше место на социальной шкале, тем больше появляется ограничений;

что же касается высшей касты, брахманов, наследственного жречества Индии,

то их жизнь, как я уже сказал, ограничена многими запретами. По сравнению

с обычаями Запада их жизнь -  непрерывная аскеза. Индусы, вероятно,

самый замкнутый в себе народ. Они обладают великим упорством, как англичане,

но, пожалуй, еще более сильным. Когда они принимают какую-то идею, они

доводят ее до логического конца и держатся за нее из поколения в поколение,

пока что-то не получается. Дайте им идею - и нелегко будет взять ее обратно;

но трудно заставить их воспринять и усвоить новую идею.


Правоверные индусы, таким образом, очень замкнуты в самих себе; они

живут исключительно в мире своих мыслей и чувств. Их жизнь расписана до

мельчайших деталей в наших древних книгах[7], и за какую-нибудь

мелочь они держатся с несокрушимой твердостью. Они скорее будут голодать,

чем примут пищу, приготовленную человеком, не принадлежащим к их собственной

маленькой подкасте. Но при всем том их убеждения истовы и в высшей степени

искренни. Такая сила веры и религиозной жизни часто встречается среди правоверных

индусов, потому что их правоверие основано на непоколебимом убеждении в

его истинности.