тех пор,
пока основой и опорой его остается дух, пока люди Индии не откажутся от
своей духовности. Нищими они могут оставаться, бедными и неимущими, грязь
и уродство могут окружать их вечно; но пусть они не отказываются от своего
Бога, пусть они не забывают, что они - потомки великих мудрецов древности.
Подобно тому как на Западе даже простой человек с улицы стремится возвести
свою родословную к какому-нибудь разбойнику-барону средних веков, так в
Индии даже. Император, восседающий на троне, стремится возвести свою родословную
к какому-нибудь нищему мудрецу, жившему в лесу, носившему одежду из коры,
питавшемуся дарами природы и общавшемуся с Богом. Вот какую родословную
мы хотим иметь; и пока святость в таком великом почете, Индия не может
погибнуть.
Многие из вас, вероятно, читали статью профессора Макса Мюллера в недавнем
номере журнала 'Девятнадцатый век', озаглавленную 'Истинный Махатма'[4].
Жизнь Шри Рамакришны примечательна тем.что она была живой иллю страцией
тех идей, которые он проповедовал. Возможно, она покажется несколь ко романтичной
вам, живущим на Западе, в атмосфере, которая совершенно иная, не такая,
как в Индии. Но, возможно, тем интересней для вас будет то, что я расскажу,
потому что вы сможете увидеть в новом свете вещи, о которых многие уже
наверняка читали.
Итак, в то время как в Индии начинались разнообразные реформы[5],
в одной из глухих деревень Бенгалии, в бедной брахманской семье 18 февраля
1836 года родился ребенок. Его отец и мать были людьми очень правоверными.
А жизнь истинно правоверного брахмана - это постоянное самоотречение[6].
Круг дозво ленной ему деятельности весьма ограничен, в особенности правоверному
брахма ну не дозволено заниматься каким-либо мирским предпринимательством.
Он должен был жить дарами и приношениями, но имел право получать их отнюдь
не от каждого. Можете себе представить, сколь строга и сурова такая жизнь.
Вы часто слышали о брахманах и их жреческом призвании, но лишь немногие
из вас когда-либо задавали себе вопрос, почему эта удивительная группа
людей имеет такую власть над своими соотечественниками. Брахманы - самые
бедные в своей стране; секрет их силы и власти - в их самоотречении. Они
никогда не стремятся к богатству. Это беднейшее жреческое сословие в мире
и потому - самое могущественное. При всей их бедности жена брахмана никогда
не позволит бедному путнику пройти деревней без того, чтобы не дать ему
какой-либо еды. Это считается высшим долгом матери в Индии; именно потому,
что она мать, ее долг - есть последней, во время семейной трапезы; она
должна позаботиться о том, чтобы все поели прежде нее. Вот почему мать
в Индии почитают как Бога. Та конкретная женщина, мать ребенка, о котором
идет речь, была именно такой индусской матерью. Чем выше каста, тем больше
ограничений. Люди низших каст могут есть и пить все, что им хочется, но
чем выше место на социальной шкале, тем больше появляется ограничений;
что же касается высшей касты, брахманов, наследственного жречества Индии,
то их жизнь, как я уже сказал, ограничена многими запретами. По сравнению
с обычаями Запада их жизнь - непрерывная аскеза. Индусы, вероятно,
самый замкнутый в себе народ. Они обладают великим упорством, как англичане,
но, пожалуй, еще более сильным. Когда они принимают какую-то идею, они
доводят ее до логического конца и держатся за нее из поколения в поколение,
пока что-то не получается. Дайте им идею - и нелегко будет взять ее обратно;
но трудно заставить их воспринять и усвоить новую идею.
Правоверные индусы, таким образом, очень замкнуты в самих себе; они
живут исключительно в мире своих мыслей и чувств. Их жизнь расписана до
мельчайших деталей в наших древних книгах[7], и за какую-нибудь
мелочь они держатся с несокрушимой твердостью. Они скорее будут голодать,
чем примут пищу, приготовленную человеком, не принадлежащим к их собственной
маленькой подкасте. Но при всем том их убеждения истовы и в высшей степени
искренни. Такая сила веры и религиозной жизни часто встречается среди правоверных
индусов, потому что их правоверие основано на непоколебимом убеждении в