размахивание светильником
перед божественным изображением и оказывание этому изображению других знаков
внимания, словно великому человеку. Вот и все, что происходит в храме.
Человек, посещающий храм, не считается лучше того человека, который никогда
храм не посещает. Более того, человек, не посещающий храм, считается более
религиозным, потому что религия в Индии - это личное дело каждого. В каждом
доме есть или небольшая часовня, или отдельная комната, куда человек приходит
утром и вечером, тихо садится и совершает свое богослужение. Это богослужение
- исключительно внутреннее, никакой другой человек не слышит и не знает,
что делает совершающий такое богослужение. Сторонний наблюдатель увидел
бы, что человек просто сидит и, может быть, по-особому двигает пальцами
или закрывает ими ноздри, регулируя дыхание особым способом. Обо всем остальном
такой сторонний наблюдатель ничего знать не может; даже жена, вероятно,
ничего не знает. Так богослужение совершается в уединении, в собственном
доме. Те, кто не имеет средств на собственную часовню у себя дома, идут
на берег реки, или озера, или моря, если они живут недалеко от моря, но
иногда люди идут и в храм, чтобы поклониться божественному изображению.
На том и кончается их долг по отношению к храму. Поэтому в нашей стране
с древнейших времен, согласно законам Ману, считалось, что быть храмовым
жрецом - унизительно[9]. В некоторых книгах говорится,
что это занятие столь унизительно, что обратившийся к нему брахман достоин
осуждения. Дело в том, что здесь, как и в случае с учителями, но еще с
большей остротой, поскольку речь шла о религии, получение храмовыми жрецами
денег за свою работу воспринималось как торговля святынями, торговля тем,
чем торговать не должно. Поэтому вы можете представить себе чувства юноши,
который из-за бедности вынужден был избрать единственную открытую для него
стезю, то есть стать храмовым жрецом.
* * *
В Бенгалии было немало поэтов, чьи песни распространились в народе; их
поют на улицах Калькуты, и в каждой деревне. Большинство из них - песни
религиозные, и их главная мысль, присущая, может быть, лишь религиям Индии,-
это мысль о богопознании. Нет в Индии ни одной религиозной книги, которая
бы не дышала этой мыслью. Человек должен познать Бога, прочувствовать Бога,
узреть Бога, заговорить с Богом. Вот что такое религия. Индия полна рассказами
о святых людях, лицезревших Бога, имевших видения Бога. Подобные представления
составляют основу религии индийцев; и все эти древние книги и писания созданы
людьми, которые входили в непосредственный контакт с духовными фактами.
Эти книги были написаны не для интеллектуального восприятия, и никакими
интеллектуальными усилиями их не понять, потому что они были написаны людьми,
лицезревшими то, что они описывали, и книги эти могут быть поняты лишь
теми людьми, которые поднялись на такую же высоту. Эти книги говорят, что
есть такая вещь, как богопознание, даже в пределах этой жизни, и оно доступно
каждому; и религия начинается с открытия в себе этой способности (если
можно так выразиться) к богопознанию. Такова центральная идея всех религий,
и вот почему иногда бывает так, что некий человек, в совершенстве владеющий
искусством оратора или обладающий самой убедительной логикой, проповедует
самые высокие идеи и тем не менее не способен заставить людей выслушать
себя; а в то же время другой, бедный человек с трудом говорит на языке
своей собственной родины, и тем не менее добрая половина его народа поклоняется
ему как Богу еще при его жизни. В Индии, если так или иначе распространяется
весть, что некий человек достиг вершины богопознания,что для него религия
- это уже не область догадок, что он уже больше не бредет на ощупь в темноте,
а имеет ясные ответы на вопросы о бессмертии души и о Боге, то увидеть
такого человека приходят люди отовсюду и постепенно начинают поклоняться
ему[10].
В храме было изображение 'Матери, исполненной блаженства'[11].
Юноша должен был совершать богослужение утром и вечером, и постепенно одна
мысль завладела его сознанием: 'Есть ли что-либо за этим изображением?