идолам, люди предпочитали
предаваться своим удовольствиям, но стоило им действительно всем существом
захотеть встречи с Нею и ничего иного, как Она в тот же миг являлась. И
вот он, будучи одержим все той же мыслью, решил осуществлять ее до мельчайших
деталей быта. Он выбросил все, даже самые мелкие предметы, которые составляли
его собственность, и дал обет никогда не прикасаться к деньгам. Этот обет:
'Я не прикоснусь к деньгам',- стал частью его существа. Это может показаться
чем-то оккультным, но даже в последующие годы, когда он спал, а я прикасался
к нему денежным знаком, его рука сгибалась, а все тело как будто сковывал
паралич. Другая мысль, завладевшая его сознанием, заключалась в том, что
еще один враг - это похоть. Человек - это душа, а душа не имеет пола, она
ни мужчина, ни женщина. Чувственные помыслы и помыслы о деньгах - вот что,
думал он, мешало ему узреть Мать. Вся эта вселенная - проявление Матери,
и Она воплощена в теле каждой женщины, 'Каждая женщина - это Мать; могу
ли я думать о женщине лишь как об объекте полового влечения?' Такова была
его мысль. Каждая женщина была его Матерью, он чувствовал, что должен достичь
такого состояния, при котором он в каждой женщине видел бы только Мать;
и он осуществил эту мысль в своей жизни. Такова была великая жажда, завладевшая
сердцем этого человека. Позже он говорил мне: 'Дитя мое, представь себе,
что в одной комнате - мешок с золотом, а в соседней комнате - вор. Думаешь,
вор сможет уснуть? Конечно, не сможет. Он все время будет думать о том,
как проникнуть в ту комнату и заполучить то золото. Так думаешь ли ты,
что человек, твердо уверенный в том, что есть Реальность за всей этой видимостью,
что есть Бог, что есть Единый, никогда не умирающий, Единый, который есть
бесконечное блаженство, блаженство, по сравнению с которым все удовольствия
чувств - всего лишь игрушки, думаешь ли ты, что такой человек может оставаться
спокойным и не стремиться достичь Этого? Может ли он хоть на миг остановить
свои усилия? Нет. Он сойдет с ума от напряженного желания'. Это божественное
безумие овладело юношей[12]. В то время у него не было
учителя, никого, кто бы мог дать ему какие-либо наставления, и все думали,
что он просто сошел с ума. Это в порядке вещей. Если человек отбрасывает
от себя всю суету мирскую, его называют сумасшедшим, но на самом деле такие
люди - соль земли. Именно из такого безумия возникали силы, приводившие
прежде наш мир в движение, и лишь из такого безумия возникнут силы будущего,
которым предстоит приводить наш мир в движение.
Так проходили дни, недели, месяцы в постоянном стремлении души достичь
истины. Юноша начал видеть видения, видеть чудесные вещи; тайны его природы
начали раскрываться ему. Как будто снимали одну завесу за другой. Сама
Мать стала его наставницей и посвятила юношу в те истины, которые он искал.
В это время туда пришла женщина, прекрасная собой и обладавшая необычайными
познаниями. Позже этот святой человек, бывало, говорил, что она не обладала
знанием, но была воплощением знания; она была само Знание, принявшее человеческий
облик. Вот еще одна особенность индийцев. Посреди невежества, в котором
прозябают обычные индусские женщины, посреди того, что Запад называет отсутствием
свободы, могла появиться женщина высочайшей духовности. Она была саньясини,
ибо женщины у нас тоже могут отречься от мира, отказаться от всякой собственности,
не вступать в брак и посвящать себя поклонению Господу. Итак, она пришла;
и когда она услышала об этом юноше, живущем в роще, она захотела отправиться
в эту рощу и увидеть его; и от нее он впервые получил помощь и поддержку.
Эта женщина сразу поняла его мучения и сказала ему: 'Сын мой, благословен
человек, к которому приходит такое безумие. Весь этот мир безумен: одни
помешаны на богатстве, другие - на удовольствиях, третьи - на славе, четвертые
- на тысяче других вещей. Люди помешаны на золоте, на мужьях или женах,
на всяких пустяках, на том, чтобы тиранить других, на том, чтобы еще больше
разбогатеть, на любой глупости, кроме Бога. И люди способны понимать только