Свами Вивекананда

Жизнь и наследие

Свами Вивекананда: жизнь и наследиеОцените этот текст:Не читал10987654321СодержаниеFine HTMLPrinted versiontxt(Word,КПК)Lib.ru html

Свами Вивекананда: жизнь и наследие




Свами Вивекананда


Калифорния, США, 1900 г.



СВАМИ ВИВЕКАНАНДА:  ЖИЗНЬ И НАСЛЕДИЕ

Свами Вивекананда - один из крупнейших индийских мыслителей Нового времени,

человек, имя которого сотни миллионов индийцев знают с детского возраста,

как и имя 'отца нации' Махатмы Ганди. И его личная судьба, и судьба его

идей удивительны. Малоизвестный в самой Индии и совершенно неизвестный

за ее пределами в первые тридцать лет своей жизни, в последнее ее десятилетие

- после блистательного выступления на Всемирном конгрессе религий (1893)

- он становится живым воплощением надежд и чаяний многомиллионного народа,

предметом национальной гордости своих соотечественников, их 'путеводной

звездой'.


Его дела - образец для подражания, его слова ценятся на вес золота,

его мысли оказывают воздействие на самые разные стороны индийской жизни,

да и за пределами Индии находят отклик в умах и сердцах многих представителей

мировой культуры. Не будучи профессиональным философом, он, как никто другой,

определил судьбы современной индийской философии, главные направления ее

развития; не создав специальных трудов по истории индийской культуры, он

стал одним из самых полномочных представителей этой культуры в диалоге

Восток - Запад; не являясь профессиональным политиком и даже относясь к

политике чаще всего отчужденно и иронически, он оказал громадное влияние

на процесс пробуждения национального самосознания в своей стране, что с

благодарностью отмечали лидеры национально-освободительного движения в

XX в. Быть может, секрет уникальной значимости жизни Вивекананды и его

наследия в том, что в этом человеке органически сочетались глубокое знание

национальных религиозно-философских традиций, открытость по отношению к

традициям иных культур, чувство сопричастности судьбам не только Индии,

но и всего человечества и высокая духовность.


При всей нетрадиционности многих своих высказываний (нередко крайне

враждебно воспринимавшихся представителями индуистской ортодоксии) Вивекананда

вполне традиционен как воплощение лучших качеств столь ценимого в Индии

во все времена учителя жизни, гуру, для которого непреложный закон - единство

мысли, слова и дела, предельная искренность, бескорыстность и самоотверженность.

Главные идеи Вивекананды всегда связаны не только с тем, что продумано,

но и с тем, что пережито и прочувствовано им.


Нарендранатх Датта (получивший впоследствии имя Свами Вивекананда) родилс

12 января 1863 г. в семье зажиточного калькуттского адвоката Вишванатха

Датты.


Юный Нарен - любимый сын Вишванатха Датты, которому отец уделял особое

внимание и дома, и во время поездок по стране, получает воспитание, побуждающее

его думать, а не слепо следовать тем или иным авторитетам, проявлять терпимость,

быть чуждым фанатизму, лицемерию, обскурантизму. Впоследствии представители

ортодоксии, обвиняя Вивекананду в 'модернизме', будут писать: 'Каков отец,

таков и сын'.


В 1879 г. шестнадцатилетний Нарендранатх Датта поступает в колледж.

Студенческие годы - годы сомнений, поисков, надежд. Нарендранатх много

читает, в особенности по любимым предметам: литературе, истории, философии.

Среди прочитанных книг - произведения Канта и Шопенгауэра (впоследствии

Вивекананда будет неоднократно ссылаться на них - ему будет импонировать

сопоставление идей веданты и Канта, произведенное учеником Шопенгауэра

Дойссеном). Но наибольший интерес вызывают у него в этот период работы

английских позитивистов (Дж. Ст. Милля, Г.Спенсера), а также их предшественника

Д. Юма (впоследствии его отношение к ним резко изменится - он сделает позитивистские

и утилитаристские идеи одной из главных мишеней

своей критики).


Но пока - он сомневается в бытии Бога, однако, не будучи в силах ни

окончательно отказаться от этой идеи, ни принять ее, ищет убежище в философском

агностицизме. Его неприятие индуистской ортодоксии сказывается и в присоединении

к религиозно-реформаторскому