Свами Вивекананда

Жизнь и наследие

все религии 'включенными' в упомянутую

устремленную к единой конечной цели цепь и в этом смысле выдвигая проект

объединения их, Вивекананда в то же время отнюдь не призывает к унификации

их мифологии и ритуала. Суть проекта Вивекананды отчетливо выявляется при

сопоставлении его учения с реформаторскими идеями Рам Мохан Рая и Даянанды.

Если у первого - своего рода 'дистилляция' религиозных представлений и

отказ от большинства специфических черт индуизма, а у второго 'воинствующий

индуизм', то у Вивекананды - попытка выделить общую основу религии с сохранением

(но одновременно и релятивизацией!) конкретных форм религиозного поклонения.

А это соответствовало, с одной стороны, потребностям борьбы с религиозной

нетерпимостью и межобщинной рознью, а с другой - стремлением опираться

на отечественные, а не'импортированные' религиозные традиции.


Конечно, выдвинутый Вивеканандой проект объединения религий далеко не

бесспорен (так, вряд ли с его помощью можно преодолеть типологические различия

между мистико-пантеистическими и креационистскими доктринами). И все же

он и во время его выдвижения, и в XX веке (материализовавшись в одном из

главных направлений деятельности Миссии Рамакришны) немало послужил целям

преодоления межрелигиозных (а в Индии и межконфессиональ-ных) конфликтов.


Многие из мыслей Вивекананды были подхвачены крупнейшими ведантистами

первой половины XX в., такими, как Ауробиндо Гхош и С. Радхакришнан.


Впрочем, в концепцию Вивекананды были внесены и некоторые коррективы.

Так, характерно, что Радхакришнан отказывается от иерархического расположения

религий (сообразно видам веданты). С его точки зрения, осознание невыразимости

Абсолюта (достигнутое не только Шанкарой, но и Плотином) ведет к своего

рода равноправию всех попыток 'выразить невыразимое', а значит, и всех

религий, ни одна из которых не может претендовать на безусловное преимущество

перед другими. Подобно Николаю Кузанскому и флорентийским платоникам, Радхакришнан

считает различные религии скорее бесконечными лучами, сходящимися в одной

'солнцеобразной' точке, нежели ступенями духовной пирамиды.


С другой, просветительской тенденцией в творчестве Вивекананды

связана предпринятая им попытка продемонстрировать принципиальное соответствие

как выводов, так и методологических принципов адвайты и современной

науки. При этом уже в самой постановке проблемы четко выявлялась нетрадиционность

неоведантистской ориентации. Ведь именно ограничение компетентности разума,

подчинение его авторитету, спор со сторонниками самостоятельного значения

не основанных на шрути логических построений при истолковании мира в целом

были показательны для Шанкары. И это было, по существу, методологическим

размежеванием не только со свободным от авторитета исследованием в философии,

но и с возможной ориентацией такого исследования на научные образцы. Поэтому

знаменитая формула Вивекананды о веданте как 'научной религии' при всей

ее апологетичности была в то же время глубоко нетрадиционной, генетически

связанной с просветительскими установками.


Наконец, третья, гуманистическая тенденция также нашла свое яркое

(а пожалуй, и ярчайшее) выражение в работах Вивекананды. Как известно,

Вивекананда выдвинул концепцию так называемой 'практической веданты'.


Более того, он придавал ей совершенно особое значение, нередко связывая

именно с ней специфику своего собственного учения или, по крайней мере,

усматривая в ней его наиболее важный аспект.


Что же конкретно имел в виду Вивекананда, говоря о 'практической веданте'?

Во-первых, снятие всех запретов и ограничений на право ознакомления

с адвайтистским учением, равно как и с его истоками (включая Упанишады

как часть ведийского канона). Иными словами, открытие свободного доступа

к адвайтистскому наследию для членов различных каст, в том числе и самых

низших. Во-вторых, популяризацию этого наследия, изложение его идей

на простом и доступном широким массам языке (как известно, это было сделано

в многочисленных выступлениях и лекциях Вивекананды, а затем и в работах

его учеников). И наконец, в-третьих, и это, пожалуй, самое важное, - преодоление