в обществе,
- становится глубоко чуждым ему. В новом свете предстают перед ним слова
Рамакришны о майе, мир кажется жестоким, бесчеловечным, и он ищет убежища
возле учителя. Его настроения в этот период ярко выразились в следующем
эпизоде: готовясь однажды дома к экзамену в колледже, он вдруг почувствовал
такой ужас и отвращение в своему будущему ремеслу, что бросил книги и побежал
к Рамакришне, потеряв по дороге сандалии. Нарендранатх принимает решение
стать саньяси и вскоре после смерти Рамакришны, наступившей 16 августа
1886 г., реализует свое намерение. Вместе с другими учениками Рамакришны
он поселяется в заброшенном полуразрушенном доме в Баранагоре (вблизи Дакшинешвара).
В доме почти никогда не бывает вдоволь ни еды, ни одежды, по стенам ползают
ящерицы, скорпионы и змеи, но зато есть обширная библиотека, и молодые
саньяси проводят дни в бесконечных спорах - речь идет отнюдь не только
о религиозных сюжетах, но и о литературе, искусстве, философии и истории.
Вскоре начинаются странствия Нарендранатха по стране, вначале сравнительно
непродолжительные, прерываемые возвращениями в Баранагар. Но в июле 1890
г. он уходит из Баранагара навсегда (он вернется к своим верным соученикам
лишь после поездки в США, и местом их совместного проживания будет уже
не Баранагар), В течение примерно трех лет Нарендранатх, постоянно смен
имена, проходит, большей частью пешком, всю Индию от Гималаев до мыса Коморин.
Это путешествие становится его вторым 'университетом' , именно здесь он
приобретает столь удивлявшие потом его современников своей обширностью
познания из области быта различных слоев индийского общества, этнографии,
лингвистики, фольклора и т.д. В 1892 г., достигнув самой южной точки Индии
- мыса Коморина, он мысленно дает клятву посвятить свою жизнь возрождению
Индии посредством улучшения условий жизни и пробуждения национального самосознани
индийского народа. В 1893 г. он принимает решение отправиться на открывающийс
в Чикаго Всемирный конгресс религий с целью не столько религиозного, сколько
светского характера - привлечь внимание мировой общественности к бедствиям
миллионов индийцев и побудить ее оказать им действенную помощь.
Через полтора месяца после отплытия из Бомбея он прибывает в Ванкувер.
В конце июля Вивекананда уже в Чикаго. Здесь его ждет неприятный сюрприз:
открытие конгресса состоится лишь в сентябре. Между тем имеющиеся у него
средства уже на исходе, а жизнь в Чикаго дорога. Вивекананда принимает
решение отправиться в Бостон (где, по слухам, стоимость жизни дешевле)
и пробыть там до открытия конгресса. В поезде он знакомится с богатой американкой,
решившей оказать ему покровительство, - некой Кэтрин Эббот Санборн, и отправляетс
в ее поместье с романтическим названием 'Луга, овеянные ветром'. Здесь
случай сводит его с профессором Гарвардского университета Генри Райтом,
который, в свою очередь, приглашает его погостить.
К началу сентября Вивекананда возвращается в Чикаго. На сей раз у него
в руках рекомендательное письмо профессора Райта в адрес оргкомитета конгресса.
Письмо составлено в самых восторженных выражениях: Райт характеризует Вивекананду
как человека'более ученого, чем все наши профессора, вместе взятые'. 11
сентября он выступает на открытии конгресса и вскоре привлекает к себе
всеобщее внимание, его выступления и доклады на различных секциях конгресса
неизменно становятся 'гвоздем программы'.
На десятый день работы конгресса Вивекананда выступает со своим знаменитым
(и получившим немало откликов в его собственной стране) заявлением, озаглавленным
'Религия - отнюдь не насущная необходимость для Индии'. Он заявляет: 'Вы
воздвигаете церкви по всей Индии, но вопиющее зло на Востоке - не недостаток
религии, религии у нас вдоволь; страдающие миллионы пылающей Индии своими
иссохшими глотками взывают о хлебе. Они просят хлеба, а мы даем им камни'.
После закрытия конгресса Вивекананда заключает контракт с лекционным бюро
и совершает ряд поездок по стране, во время которых выступает с многочисленными
лекциями (порой число их доходит до 14 в неделю). Поездки (нередко ночные)