Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

освободиться от внушенных майей заблуждений,

связанных с полом, получал от Шри Юктешвара терпеливые и вдумчивые

ответы.

'Подобно тому, как голод, а не жадность, имеет естественное

назначение, так и половой инстинкт внедрен природой единственно для

продолжения рода, а не для того, чтобы зажигать неутолимые

желания,--говорил он.--Уничтожайте дурные желания сейчас, иначе они

останутся у вас и после того, как астральное тело отделится от своей

физической оболочки. Даже, когда плоть слаба, ум должен быть

постоянно на страже. Если искушение напало на вас с жестокой силой,

преодолевайте его безличным анализом и неукротимой волей. Можно

подчинить себе все природные страсти.

Сохраняйте свои силы, будьте подобны безбрежному океану, спокойно

вбирающему в себя все впадающие реки чувств. Ежедневно возобновляемые

томления чувств высасывают ваш внутренний мир. Они напоминают

отверстия в резервуаре--отверстия, которые позволяют водам жизни

понапрасну вытекать на бесплодную почву материализма. Сильная тяга к

ненужным нам желаниям--главнейший враг человеческого счастья.

Проходите в этом мире как львы, самоконтроля не позволяйте лягушкам

слабости столкнуть вас с пути'.

Истинно преданный Богу в конце концов освобождается от всех

инстинктивных побуждений. Он преображает свою потребность человеческой

привязанности в стремление лишь к Богу; такая любовь становится

единственным чувством, ибо она вездесуща.

Мать Шри Юктешвара жила в той части Бенареса, которая носит название

Рака Махал; как раз там я впервые посетил своего гуру. Добрая и

снисходительная, она, тем не менее, была женщиной весьма

решительных мнений. Однажды я стоял на балконе ее дома и наблюдал как

сын и мать разговаривают друг с другом. Говоря как всегда спокойно и

рассудительно, учитель пытался в чем-то убедить ее. но, очевидно, не

имел успеха, ибо она жнергично трясла головой:

--Нет, нет, сын мой, теперь уходи! Твои мудрые слова не для меня,

я--не твои ученики.

Шри Юктешвар повернулся и побрел прочь, не произнеся более ни слова,

как ребенок. которого побранили. Я был тронут, увидя такое великое

почтение к матери, независимо от ее настроения. В этом пустячном

инциденте было своеобразное очарование: он по-новому освещал необычную

природу моего гуру, полную внутреннего смирения и внешне несгибаемую.

Правила жизни свами не разрешают им сохранять связи после того, как

они формально расторгнуты. Свами не может выполнять семейные обряды и

церемонии, обязательные для главы семьи. Однако Шанкара,

преобразователь древнего ордена свами, не принимал во внимание эти

предприсания. После смерти своей любимой матери он сжег ее тело

струями небесного огня, излившегося из его рук.

Шри Юктешвар также не обращал внимание на внешние ограничения, но

делал это менее эффективно. Когда его мать скончалась, он устроил

сожжение тела на берегу святой Ганги, в Бенаресе, и угостил брахманов

в соответствии с древними обычаями.

Запреты шастр были предназначены для того, чтобы помочь монахам

преодолеть мелкие привязки. Шанкара и Шри Юктешвар полностью

погрузились всем своим существом в Безличный Дух, и они не нуждались в

спасающих правилах. Иногда бывает также, что учитель намеренно

игнорирует законы, чтобы утвердить превосходство своих принципов над

формой и их независимостью от нее. Так, Иисус срывал колосья в день

отдыха. Своим неизбежным критикам он возразил: 'Суббота для человека,

а не человек для субботы' /19/.

За исключением писания Шри Юктешвар читал немного. Тем не менее. он

постоянно находился в курсе самых последних научных открытий и других

достижений человеческого ума /20/. Блестящий собеседник, он с

удовольствием обменивался взглядами на бессчисленные темы со своими

гостями. Остроумие и веселый смех гуру оживляли любую дискуссию. Часто

серьезный, учитель никогда не бывал мрачным. 'Для того, чтобы искать

Господа, люди не должны ходить с вытянутыми физиономиями'

/21/,--говорил он, цитируя Библию. 'Помните, что найти Бога, значит

похоронить все свои печали'.

Среди философов, профессоров, юристов и ученых, посещавших ашрам,

многие приходили в первый раз, думая встретить ортодоксального

последователя религии. Случайная высокомерная улыбка или взгляд,

полный насмешливой терпимости, обнаруживали, что новые посетители

рассчитывали услышать всего лишь несколько благочестивых поверхностных

фраз. Но, обнаружив, что мастер способен проникать в их специальные

отрасли знаний, посетителя не спешили удаляться.

Обычно гуру бывал мягок