с которым я
произносил эту фразу.
--Книга Бытия глубоко символична, и ее нельзя понимать
буквально--объяснил он.--Ее 'древо жизни'--внутри 'сада' человеческого
тела. Спинной мозг подобен перевернутому древу, человеческие волосы
напоминают корни, а афферентные и эфферентные нервы--ветви. Древо
нервной системы содержит множество плодов, приносящих удовольствие
зрительных, звуковых, обонятельных, вкусовых или осязательных
ощущений. Человек по праву может наслаждаться ими, но ему запрещен
опыт половой жизни, 'яблоко' в центре или 'посредине' телесного сада'
/13/.
--Змей,--продолжал Шри Юктешвар,--представляет собою свернувшуюся
кольцами спинномозговую энергию, которая стимулирует нервные центры.
'Адам'--это разум, а 'Ева'--чувства. Когда эмоции, или 'Ева', в
сознании человека захвачены сексуальными импульсами, тогда их силе
поддается и его разум, или 'Адам' /14/.
--Бог создал человеческий род при помощи материализации тел мужчины и
женщины силою Своей воли,--сказал учитель.--Он одарил новый вид
существ способностью создавать детей аналогичным образам, так сказать,
'непорочным', божественным способом /15/. Поскольку Его проявление в
индивидуальной душе было дотоле ограничено животными, связанными
инстинктами и лишенными потенций полного разума, Бог создал первые
человеческие тела, символически называемые 'Адам' и 'Ева'. Для
неустанного эфолющионного развития этих тел Он перенес в них душу, или
божественную сущность этих двух живых существ /16/. У Адама, или
мужчины, преобладал разум, тогда как у Евы, или женщины, на первое
место восходили чувства. Таким образом, была выражена полярность,
дуализм, являющийся глубинной причиной и основой феноменального мира.
Разум и чувства остаются на небесах совместной радости, пока
человеческий ум не попадает в ловушку змеиной энергии животных
побуждений.
--Поэтому, человеческое тело--это не только результат эволюции
животного; оно было произведено Богом в особом акте творения. Животные
формы оказались чересчур грубыми, чтобы выразить полную
божественность; и человеку были даны уникальные в своем роде
умственные способности: 'тысечелепестковый лотос', а также тонко
реагирующие оккультные центры позвоночника.
--Бог, или Божественное Сознание,--продолжал учитель,--присутствуя
внутри первозданной пары, советует наслаждаться всеми человеческими
чувствами за исключением лишь одного: полового ощущения /17/.
Последние были запрещены, дабы избегнуть употребления половых органов,
которое вовлекло бы человечество в низший, животный способ
размножения. Однако совет не оживлять скрытые в подсознании
воспоминания остался без должного внимания. Вернувшись на путь
звериного способа продолжения рода, Адам и Ева пали, они вышли из
состояния небесной радости, естественной для первоначального
совершенного человека. Когда они 'узнали свою наготу', было утеряно и
их сознание бессмертия, как и предупреждал их Бог. Они поставили себя
под власть физического закона, по которому за телесным рождением
должна следовать и телесная смерть.
--Познание добра и зла, обещанное змеем Еве, отбрасывает к дуальным
принуждениям майи. Попадая под иго заблуждений из-за злоупотребления
чувства и разума, или сознанием Адама--Евы, человек утрачивает право
вступать в небесный сад божественной самодостаточности /18/. Личный
долг каждого человеческого существа заключается в том, чтобы
восстановить его 'родительскую', двойную природу в гармонию единства
или Эдем.
Когда Шри Юктешвар закончил свое объяснение, я взглянул на страницы
'Книги Бытия' с новым почтением.
--Дорогой учитель,--сказал я,--впервые я ощущаю настоящие сыновние
обязанности по отношению к Адаму и Еве /19/.
Примечание к главе 16
/1/ На основании астрономических ссылов, обнаруженных в древней
индийской литературе, ученые смогли устанвить даты жизни ее авторов.
Научные знания древних риши были очень велики; в 'Каушитаки Брахмана'
мы встречаем точные астрономические вычисления, указывающие на то, что
в 3100 г. до Р. Х. индийцы достигли значительных успехов в астрономии.
Последняя имела практическое значение в определении времени, удобного
для астрологических процедур. Статья в февральском номере журнала
'Восток и Запад' /1934 г./ говорит о содержании 'ждиотиш' или
ведических трактатов по астрономии: 'Здесь содержатся древнейшие
научные сведения, которые поставили Индию впереди всех образованных
наций того времени и сделали ее критерием для искателей знаний.
'Брахмагупта', одна из работ, входящих в 'Джиотиш',