Он хочет, чтобы человек искал Его только в силу побуждения
своей свободной воли; и потому мягкая перчатка смирения не покрывается
железной рукой Всемогущества!
Следующий день стал одним из самых памятных в моей жизни. Это был
солнечный Четверг, в июле 1914 года; прошло несколько недель, как я
получил университетский диплом. На внутреннем балконе своей
серампурской обители гуру погрузил новый кусок белого шелка в краску
цвета охры, традиционного цвета ордена свами. Когда ткань просохла,
гуру облек меня в нее, придав ей форму одеяния отрекшегося от мира.
--Когда-нибудь ты отправишься на Запад, а там предпочитают
шелк,--сказал он.--Я выбрал для тебя шелковую ткань в качестве символа
вместо обычной хлопчатобумажной.
В Индии, где монахи стремятся к бедности, свами, одетый в шелк, являет
собою необычное зрелище. Однако многие йогины не носят одеяния из
шелка, который изолирует определенные тонкие потоки в теле.
--Я не люблю церемоний,--заметил при этом Шри Юктешвар.--Я сделаю тебя
свами по ритуалу бидват (т. е. без церемоний).
Бибидиша или полное посвящение в сан свами включает в себя обряд огня,
во время которого выполняются символические похоронные церемонии.
Физическое тело ученика представляется мертвым, сожженным в пламени
мудрости. Затем новоиспечонному свами дается мантрам, такай как 'этот
атман есть Брахма' /3/ или 'Тат твам аси' 'Я--Он''. Но Шри Юктешвар со
своей любовью к простоте обошелся без свяких формальных обрядов. Он
лишь попросил меня избрать себе новое имя.
--Я даю тебе привилегию выбрать его самому,--сказал он, улыбаясь.
--Йогананда /4/,--ответил я после минутного раздумия. Это имя
буквально означает: 'блаженство' (ананда) благодаря 'божественному
союзу' (йоге).
--Пусть будет так! Отныне ты отбросишь свое родовое имя Мукунда Лал
Гхош и будешь называться Йогананда, принадлежащий к ветви Гири ордена
Свами.
Я опустился на колени перед Шри Юктешваром и когда я услышал, как он
произносит данное мне новое имя, сердце мое залила благодарность. С
какой любовью неустанно трудился он, чтобы в один прекрасный день
юноша Мукунда преобразился в монаха по имени Йогананда! Я радостно
запел открывок из длинного санскритского напева Владыки Щанкара:
Я не разум, не интеллект, не личность, не чувство,
Я не небо, не земля, не металл.
Я--Он, Я--Он, Блаженный Дух,--Я--Он!
Я не имею ни рождения, ни смерти, ни касты.
Нет ничего у меня: ни матери, ни отца.
Я--Он, Я--Он, Благословенный Дух, Я--Он!
Я пребываю за пределами воображения, я лишен формы.
Я нахожусь за всеми проявлениями жизни;
Я не боюсь оков, я свободен, всегда свободен.
Я--Он, Я--Он, Благословенный Дух, Я--Он!
Каждый свами принадлежит к древнему монашескому ордену,
реорганизованному Шанкарой, который и придал ему его ненышнюю форму
/5/. С тех пор орден свами возглавляется непрерывной линией святых
учителей. Для вступления в ряды ордена обращаются с просьбой к одному
из свами. Таким образом, все монахи ордена ведут свою духовную линию
от одного общего гуру, Владыки Шанкары. Они принимают обеты бедности,
непривязанности к обладанию, воздержания и послушания руководителю или
духовному авторитету. Католические монастыри во многом схожи орденами
свами.
Новый свами добавляет к полученному имени слово, которое указывает на
формальную связь с одним из десяти подразделений ордена. Эти
'дизагнами', или 'десять прозвищ', включают и 'Гири' (гора), которое
носил Шри Юктешвар, а, следовательно, и я. Среди других ветвей: Сагар
(море), Бхарати (земля), Пури (дорога), Сарасвати (мудрость природы),
Аранья (лес) и Тиртх (место паломничества).
Монашеское имя свами обычно кончается словом ананда (высочайшее
блаженство). Оно обозначает стремление достичь освобождения, через
определенное состояние или божественное качество--любовь, мудрость,
преданность, йогу и через внутреннюю гармонию с Природой--ее океанами,
горами, небесами.
Идеал бескорыстного служения всему человечеству и отречения от личных
уз и честолюбивых замыслов приводит большую часть свами к участию в
гуманитарной и просветительской работе в Индии, а иногда и в других
странах. Отвергая всяческие предубеждения, связанные с кастами,
верованиями, классовой принадлежностью, цветом кожи или расой, свами
следует предписаниям, ведущим к созданию подлинного братства всего
человечества. Его целью является единство, абсолютное единство с
духом. Погрузив свое сознание в мысли 'Я--Он' как во время
бодрствования, так и во время сна, свами спокойно