живет в этом мире;
пребывая в мире, он--не от мира. Так и только так может он оправдать
свой титул 'свами', того, кто стремится достичь союза со 'сва', или
подлинным Я.
Шри Юктешвар был одновременно свами и йогином. Свами, монах формально
состоящий в рядах почитаемого ордена и связанный с ним, не всегда
бывает йогином. Йогин--это человек, практикующий научную технику
постижения Божественного; он может быть женатым или холостым, может
взять на себя мирские обязанности или возложить на себя узы формальной
религии.
Свами может следовать лишь узкой тропинкой сухого рассудка и холодного
самоотречения; Йогин же вовлекается в длительный процесс, в котором
дисциплинируются ум и тело, а душа постепенно достигает освобождения.
Ничего не принимая на веру, устранив личные эмоции, йогин практикует
тщательно проверенную серию духовных упражнений, впервые разработанных
древними индийскими риши. И в каждом веке в Индии появлялись люди,
становившиеся подлинно свободными, истинными Христо-Йогами.
Подобно всякой другой науке, йога доступна в применении всем и
каждому, независимо от того, в какой стране и в какую эпоху живет тот
или иной человек. Некоторые несведующие писатели утверждают, что йога
опасна или 'не соответствует особенностям Запада'. Эти высказывания, к
сожалению, отвратили многих искателей, искренне стремившихся к истине,
от бесчисленных благ йоги.
Йога--это метод обуздания блуждания ума, чтобы постичь свою подлинную
сущность, которая есть Дух. Подобно целительному свету солнца йога
равно благодетельна как для народов Востока, так и Запада. И пока
человек беспокоен в мыслях, ему необходима йога или иной метов
самоконтроля.
Древний риши Патанджали определяет йогу как успокоение океана мыслей
и эмоций сознания' /6/. Его краткая и мастерски написанная работа
'Йога-сутра' (известная так же как 'Афоризмы Патанджали'), легла в
основу одной из шести систем индийской философии. В отличие от
западных философских систем все шесть систем Индии содержат не только
теоретические положения, но также и практические указания. Помимо
глубокого онтологического исследования, шесть индийских систем
формулируют шесть точных нацеленных на уход от страдания и достижение
вечного блаженства.
Общая нить, связывающая все шесть систем--это заявление, что истинное
освобождение человека возможно без знания конечной истины. Более
поздние Упамишады среди шести систем /7/ 'Ига-сутра' выделяют, как
содержащую наиболее эфективный метод достижения непосредственного
восприятия истины. При помощи практической техники йоги человек
навсегда отбрасывает бесплодные области спекуляции и познает на опыте
истинную сущность.
Системы йоги Патанджали представляет собою восьмиступенчатый путь.
Первые шаги (1) яма и (2) нияма--требуется соблюдать о негативных и
позитивных заповедях: непричинение зла другим, правдивость,
неприсвоение чужого, воздержание нестяжательство; затем чистота тела и
мысли, самордисциплина, удовлетворенность, познание и преданность
Богу.
Следующими ступенями считают: асана, или правильную позу (позвоночный
столб необходимо держать выпрямленным, а тело--устойчивым, в удобном
для медитации положении); пранайаму--контроль над праной, тонкими
течениями жизненной силы; прятьяхару--отвлечение чувств от внешних
объектов.
Последние ступени являются формами собственно йоги. Это--6)
дхарана--сосредоточение, удержание ума на одной мысли; 7)
дхьяна--медитация; 8) самадхи--переживание сверхсознания. Весь
ступенчатый путь /8/ йоги ведет к конечной цели, называемой кайвалья
(или состояние Абсолюта), постижение истины безо всяких
интеллектуальных представлений и следование ей.
Могут спросить, кто более велик: свами или Йогин? Когда достигнуто
единство с Богом--и если оно достигнуто--отличия разных путей
исчезают. Но 'Бхагават--Гита' указывает на то, что методы йоги
являются всеобъемлющими. Ее техника предназначена не только для
определенных типов или темпераментов, для тех немногих, кто чувствует
склонность к монашеской жизни. Йога не требует никаких формальных
обязательств, и поскольку эта наука удовлетворяет любые потребности,
поскольку она имеет универсальное применение.
Истинный йогин может оставаться в миру, исполняя свой долг. Он подобен
маслу, плавающему в воде: он не похож на недисциплинированное
человечество, напоминающее легко растворимое в воде свежее молоко.
Исполнение своих земных обязанностей--это высший путь, позволяющий
йогину, который ушел от эгоистических желаний стать сознательным
инструментом