метод, при помощи которого
человеческая кровь освобождается от углекислоты и насыщается
добавочным кислородом. Атомы этого избыточного кислорода
преобразуются в потоки жизненной силы для обновления головного мозга и
спинно-мозговых центров. Прекращая накопление венозной крови, йогин
может предотвратить распад тканей или уменьшить его. Продвинутый йогин
преобразует в энергию клетки своего тела. Илия, Иисус, Кабир и другие
пророки в прошлом были мастерами использовать крийа или подобную ей
технику, благодаря которой они по желанию вызывали материализацию или
дематериализацию своего тела.
Крийа--древняя наука. Лахири Махасайа получил ее от своего великого
гуру Бабаджи, который вновь открыл и разъяснил ее технику, утраченну.
в Темные века. Бабджи назвал эту технику просто крийа-йогой.
'Крийа-Йога, которую я даю миру через тебя в этом девятнадцатом
столетии,--обратился Бабаджи к Лахири Махасайа,--есть возрождение той
самой науки, которую Кришна сообщил Арджуне тысячилетия назад. Это та
же наука, которая была известна Патанджали, Иисусу Христу, святым
Павлу и Иоанну и другим ученикам Иисуса'.
В 'Бхагавад-Гите' Господь Кришна дважды упоминает о крийа-йоге. В
шлоке IV, 29 сказано: 'Задерживая выдох на переходе во вдох и вдоха на
переходе в выдох, йогин нейтрализует оба потока, так он освобождается
жизненную силу от власти сердца и берет контроль на себя'.
Приведенное выражение объясняется следующим образом. Йогин
останавливает разрушение тела, накопляя дополнительное количество
праны (жизненной силы) благодаря успокоению деятельности сердца; он
также прекращает испульсы роста в своем теле. контролируя апану (поток
выделения). Так, нейтрализуя разрушение и рост, успокоив сердце йогин
приобретает власть над жизненной силой.ю
В другой шлоке 'Гиты' говорится:
'Внешние касания оттеснив вовне, направив взор в середину бровей,
задерживая вдох и выдох в ноздрях.
Укротивши чувства, сердце и ум, стремящийся освобождению, отогнавший
желание, страх и гнев навеки свободен' /3/.
Кришна рассказывает также /4/, что именно он в своем воплощении на
земле передал нерушимую йогу древнему провидцу Вивасвату, который дал
ее Ману, великому законодателю /5/. Тот, в свою очередь, научил ей
Икшваку, основателя индийской солнечной династии воинов.ю Так,
переходя от одного мудреца к другому, царственная йога сохранялась
древними риши до наступления эпохи материализма /6/. Затем, вследствие
засекречивания жрецами и безразличия людей священное предание
постепенно стало недоступным.
Крийа-йога упоминается дважды древним мудрецом Патанджади, самым
выдающимся толкователем йоги, который писал: 'Крийа-йога состоит из
дисциплин тела, котроля над разумом и медитации об ОМ' /7/. Патанджали
говорит о Боге, как о реальном космическом Звуке ОМ, слышном в
медитации /8/. ОМ--это Творческое слово, звук Вибрирующего
перводвигателя, свидетель /9/ Божественного Присутствия. Даже ученик
йоги, только начинающий практику крийа скоро приобретает способность
внутреннего слышания чудесного звука ОМ. Благодаря этому блаженному
духовному поощрению подвижник убеждается в своем соприкосновении с
высшими сферами бытия.
Второй раз Патанджали упоминает о технике крийа, или контроля над
жизненной силой, в следующем месте:
'Освобождение может быть достигнуто при помощи той пранайамы, которая
совершается разъединением чередования вдоха и выдоха' /10/.
Святой апостол Павел знал крийа- йогу или сходную с ней технику,
благодаря которой он умел отключать течения жизненной силы от органов
чувств и подключать к ним эти токи. Поэтому он мог сказать: 'И каждый
день умираю: свидетельствуют благодатью нашей, которую я имею во
Христе /11/. Пользуясь методом сосредоточения всей жизненной силы тела
во внутренних областях (обычно она направляется только вовне, ко
внешнему миру, сообщая ему, таким образом, кажущуюся жизненность),
святой Павел ежедневно переживал подлинное единение с 'радостью',
блаженством Христова Сознания. В этом состоянии ликования он сознавал
себя 'мертвым', свободным от чувственных заблуждений, от мира майи.
В начальных периодах соприкосновения с Богом (сабикальна самадхи)
сознание преданного погружено вв Космический Дух; его жизненная сила
выведена из всего тела, и последнее кажется 'мертвым', т. е.
безжизненным и безразличным. Йогин полностью осознает свое телесное
состояние приостановленной жизнедеятельности. Но по мере того, как он
продвигается к более высоким духовным состояниям (нирбикальна
самаджи),