Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

метод, при помощи которого

человеческая кровь освобождается от углекислоты и насыщается

добавочным кислородом. Атомы этого избыточного кислорода

преобразуются в потоки жизненной силы для обновления головного мозга и

спинно-мозговых центров. Прекращая накопление венозной крови, йогин

может предотвратить распад тканей или уменьшить его. Продвинутый йогин

преобразует в энергию клетки своего тела. Илия, Иисус, Кабир и другие

пророки в прошлом были мастерами использовать крийа или подобную ей

технику, благодаря которой они по желанию вызывали материализацию или

дематериализацию своего тела.

Крийа--древняя наука. Лахири Махасайа получил ее от своего великого

гуру Бабаджи, который вновь открыл и разъяснил ее технику, утраченну.

в Темные века. Бабджи назвал эту технику просто крийа-йогой.

'Крийа-Йога, которую я даю миру через тебя в этом девятнадцатом

столетии,--обратился Бабаджи к Лахири Махасайа,--есть возрождение той

самой науки, которую Кришна сообщил Арджуне тысячилетия назад. Это та

же наука, которая была известна Патанджали, Иисусу Христу, святым

Павлу и Иоанну и другим ученикам Иисуса'.

В 'Бхагавад-Гите' Господь Кришна дважды упоминает о крийа-йоге. В

шлоке IV, 29 сказано: 'Задерживая выдох на переходе во вдох и вдоха на

переходе в выдох, йогин нейтрализует оба потока, так он освобождается

жизненную силу от власти сердца и берет контроль на себя'.

Приведенное выражение объясняется следующим образом. Йогин

останавливает разрушение тела, накопляя дополнительное количество

праны (жизненной силы) благодаря успокоению деятельности сердца; он

также прекращает испульсы роста в своем теле. контролируя апану (поток

выделения). Так, нейтрализуя разрушение и рост, успокоив сердце йогин

приобретает власть над жизненной силой.ю

В другой шлоке 'Гиты' говорится:

'Внешние касания оттеснив вовне, направив взор в середину бровей,

задерживая вдох и выдох в ноздрях.

Укротивши чувства, сердце и ум, стремящийся освобождению, отогнавший

желание, страх и гнев навеки свободен' /3/.

Кришна рассказывает также /4/, что именно он в своем воплощении на

земле передал нерушимую йогу древнему провидцу Вивасвату, который дал

ее Ману, великому законодателю /5/. Тот, в свою очередь, научил ей

Икшваку, основателя индийской солнечной династии воинов.ю Так,

переходя от одного мудреца к другому, царственная йога сохранялась

древними риши до наступления эпохи материализма /6/. Затем, вследствие

засекречивания жрецами и безразличия людей священное предание

постепенно стало недоступным.

Крийа-йога упоминается дважды древним мудрецом Патанджади, самым

выдающимся толкователем йоги, который писал: 'Крийа-йога состоит из

дисциплин тела, котроля над разумом и медитации об ОМ' /7/. Патанджали

говорит о Боге, как о реальном космическом Звуке ОМ, слышном в

медитации /8/. ОМ--это Творческое слово, звук Вибрирующего

перводвигателя, свидетель /9/ Божественного Присутствия. Даже ученик

йоги, только начинающий практику крийа скоро приобретает способность

внутреннего слышания чудесного звука ОМ. Благодаря этому блаженному

духовному поощрению подвижник убеждается в своем соприкосновении с

высшими сферами бытия.

Второй раз Патанджали упоминает о технике крийа, или контроля над

жизненной силой, в следующем месте:

'Освобождение может быть достигнуто при помощи той пранайамы, которая

совершается разъединением чередования вдоха и выдоха' /10/.

Святой апостол Павел знал крийа- йогу или сходную с ней технику,

благодаря которой он умел отключать течения жизненной силы от органов

чувств и подключать к ним эти токи. Поэтому он мог сказать: 'И каждый

день умираю: свидетельствуют благодатью нашей, которую я имею во

Христе /11/. Пользуясь методом сосредоточения всей жизненной силы тела

во внутренних областях (обычно она направляется только вовне, ко

внешнему миру, сообщая ему, таким образом, кажущуюся жизненность),

святой Павел ежедневно переживал подлинное единение с 'радостью',

блаженством Христова Сознания. В этом состоянии ликования он сознавал

себя 'мертвым', свободным от чувственных заблуждений, от мира майи.

В начальных периодах соприкосновения с Богом (сабикальна самадхи)

сознание преданного погружено вв Космический Дух; его жизненная сила

выведена из всего тела, и последнее кажется 'мертвым', т. е.

безжизненным и безразличным. Йогин полностью осознает свое телесное

состояние приостановленной жизнедеятельности. Но по мере того, как он

продвигается к более высоким духовным состояниям (нирбикальна

самаджи),