мое желание
пойти в сад,--весело сказал Лютер. Он выдвинул из письменного стола
большой ящик, набитый сотнями путеводителей.
--Смотрите,--сказал он,--вот как я путешествую. Прикованный к одному
месту растениями и перепиской, я удовлетворяю свое желание
познакомиься с чужими странами, разглядывая иногда эти картинки.
Ммой автомобиль стоял у ворот дома. Мы поехали по улицам небольшого
городка, сады которого украшали его сорта роз: Санта-Роза, Пичблой,
Бербанка.
Великий ученый получил посвящение крийа во время одного из моих ранних
посещений. 'Я практикую эту технику с усердием, свамиджи',--сказал мне
Лютер.
После многих продуманных вопросов, заданных мне о различных аспектах
йоги, Лютер медленно произнес: 'Действительно, Восток обладает
огромными запасами таких знаний, которые на Западе едва лишь начали
исследовать'.
Интимное общение с природой, которая открыла ему множество своих
ревниво охраняемых тайн, взрастило в нем безграничное духовное
почтение.--Иногда я ощущаю чрезвычайную близость к Бесконечной
Силе--произнес он застенчиво. Его чувствительное, прекрасно изваянное
лицо светилось воспоминаниями.--Тогда я могу исцелять окружающих меня
больных людей, равно как и многие больные растения.
Он рассказывал мне о своей матери, искренней христианке. 'После ее
смерти я долгое время ощущал ее благословенное присутствие в видениях,
и она говорила со мной'.
Мы неохотно вернулиь к дому и к тысяче писем, ждавших ответа.
--Лютер,--сказал я,--вскоре я начну издавать журнал, где будут
излагаться истины Запада и Востока. Помогите мне, пожалуйста, найти
подходящее название для этого журнала.
Мы некоторое время обсуждали различные названия и в конце концов
остановились на одном из них: 'Восток и Запад' /2/. Когда мы вновь
пришли в кабинет, Бербанк дал мне написанную им статью под заглавием
'Наука и цивилизация'.
--Она появится в первом же номере 'Востока и Запада',--сказал я с
благодарностью.
По мере того, как крепла наша дружба, я стал называть Бербанка 'мой
американский святой'. 'Се человек!--цитировал я часто,--в котором нет
лукавства'.
Его сердце было бездонно глубоким, давно привыкшим к смирению,
самопожертвованию и терпению. Небольшой дом Бербанка, окруженный
кустами роз, отличался суровой простотой: он понимал ничтожность
роскоши и радость владения немногим. Скромность, с которой он носил
свое научное имя, вновь и вновь напоминала мне деревья, которые низко
склоняются под бременем спелых плодов; это не приносящие плодов голые
стволы высоко поднимают свои верхушки в пустой похвальбе.
Я находился в Нью-Йорке, когда в 1926 году мой дорогой друг скончался.
В слеза я подумал: 'С какой радостью я пошел бы отсюда пешком до самой
Санта-Розы, чтобы еще раз увидеть его живым'. Запершись от секретарей
и посетителей, я провел двадцать четыре часа в уединении.
На следующий день я совершил ведический похоронный ритуал перед
большим портретом Лютера. Группа моих американских учеников,
облачившихся в индийские церемониальные одеяния, пела древние гимны во
время приношения цветов, воды и огня--символов телесных элементов и их
возвращения к Беспредельному источнику.
Хотя телесная форма Бербанка покоится в Санта-Розе под сенью
ливанского кедра, посаженного им самим много лет назад, его душа
взирает на меня из каждого цветка в его саду. 'Разве это не Лютер,
вернувшийся во всеобъемлющий дух Природы шепчет мне в ее ветрах или
улыбается в ее рассвета'.
Имя его перешло в разговорную речь. В 'Новом международном словаре'
Уэбстера глагол 'бербанкизировать' имеет смысл: 'Скрещивать растения,
прививать их. Отсюда иносказательно: улучшать (что-нибудь, например,
процесс или структуру), отбирая полезные качества и удаляя дурные или
прибавляя полезные свойства'.
--Мой любимый Бербанк,--произнес я в слезах, прочитав это
определение,--теперь самое твое имя стало синонимом доброго дела!
Автограф Лютера Бербанка
'22 декабря 1924 года
Я ознакомился с системой йогода свами Йогананды. На мой взгляд эта
система--идеальное средство для воспитания и создания гармонии между
физической, душевной и духовной природой человека. Целью свами
является создание 'школ жизни' во всем мире; таких школ, в которых
воспитание не будет ограничиваться лишь интеллектуальным развитием, а
будет охватывать также воспитание тела, воли и чувства.
Через систему йогода, вердущей к физическому и духовному раскрытию,
благодаря простым и нучным методам сосредоточения и медитации можно
разрешить большинство