Махариши Патанджали. Йога-сутраОцените этот текст:Не читал10987654321СодержаниеFine HTMLPrinted versiontxt(Word,КПК)Lib.ru html
Махариши Патанджали. Йога-сутра
(четыре варианта перевода текста)
'Йога-сутра' Гуру Патанджали - основополагающий источник
классической Йоги. В этом, небольшом по объему, труде
сконцентрированно выражена многовековая мудрость.
В настоящее время у нас наиболее известна русская редакция этого
текста, полученная при переводе с английского перевода с санскрита,
сделанного Вивеканандной. Предлагаем Вашему вниманию данную редакцию
текста, а также три более современных перевода 'Йога-Сутры',
выполненных с санскрита.
Даже на первый взгляд бросается в глаза внешнее различие
предлагаемых Вашему вниманию переводов. Мы надеемся, что Вам будет
интересно сравнить варианты первоисточника для более полного его
понимания.
* ПАТАНДЖАЛА-ДАРШАНА 'ЙОГА-СУТРЫ' ПАТАНДЖАЛИ *
(ПЕРЕВОД С САНСКРИТА Е.П.ОСТРОВСКОЙ и В.И.РУДОГО)
Глава первая. О СОСРЕДОТОЧЕНИИ
Ом, поклонение Ганеше!
Да защитит вас тот, кто оставив свою извечную форму,
владычествует над миром [живых существ], различными способами
выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю]
совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством
уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита
которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный
змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение,
пребывающий в сосредоточении.
1. Итак, наставление йоге.
2. Йога есть прекращение деятельности сознания.
3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
4. В других случаях - сходство с деятельностью [сознания].
5. Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и
незагрязненные.
6. Истинное познание, заблуждение, ментальное
конструирование, сон и память.
7. Истинное познание - [это] восприятие, умозаключение и
авторитетное свидетельство.
8. Заблуждение есть ложное знание, основанное не на
собственной форме [реального объекта].
9. [Ментальное] конструирование лишено референции и
проистекают из вербального знания.
10. Сон есть [специфическая] деятельность сознания,
опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний].
11. Память есть сохранение (букв. 'неутрачивание')
прошлого опыта.
12. Их прекращение [достигается] благодаря практике и
бесстрастию.
13. Из них практика есть [непрерывное] усилие по
сохранению устойчивости сознания.
14. Но она становится прочно укорененной [только тогда,
когда] ее придерживаются в течение длительного времени без
перерыва и с [должным] вниманием.
15. Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того,
кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям,
освященным традицией.
16. Оно - высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши
исчезает влечение к гунам.
17. [Оно] - сознательное, поскольку сопровождается формами
избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
18. Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только]
формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей
прекращение [деятельности сознания].
19. [Бессознательное сосредоточение], обусловленное
существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в
первопричине существ.
20. У других [существ бессознательному сосредоточению]
предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.
21. У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение]
- в непосредственной близости.
22. Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду
слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].
23. Или же [сосредоточение достигается] вследствие
упования на Ишвару.