Сопутствующие горе, перенапряжение, тремор мышц, сбои дыхания
являются причинами отвлечения внимания.
32. Для их ослабления (может быть применена] концентрация на
одном предмете или мысли.
33. [Полезно] сосредоточение сознания на дружбе, милосердии,
радости, равнодушии, на самом себе, на счастье или несчастье.
34. Или [можно применить] задержку и возобновление дыхания.
35. Или поглощение сознания восприятием необыкновенных ощущений,
что делает их навязчивым.
36. Или через внутренний свет и чистое сознание, лежащие по
другую сторону от зла.
37. Или через разум, освободивший от всех привязанностей.
38. Или через размышление о том, что видим во сне.
39. Или через размышление о добре.
40. Это даст возможность сознанию расшириться из мельчайшей
частички в бесконечность.
41. Когда любое видоизменение сознания поглощено, оно обращается
внутрь себя и созерцающий становится чист, как кристалл.
42. Аргументированные условия созерцания возникают при смешении
слов, их значения и вытекающих знаний.
43. Неаргументированные условия возникают, когда память свободна
от слов, заключений и вмещает только значения.
44. Этими условиями, обдумыванием, и объясняется способ обращения
к более тонким предметам.
45. Более тонкие материи исчезают в сути.
46. Так получают созерцание-размышление.
47. Когда установлена чистота сознания без размышления, последует
внутреннее содержание.
48. Разум становится носителем истины.
49. Его субъекты различны по внутренней сути и выводам, в
зависимости от особенностей.
50. Эти впечатления закрывают путь для других впечатлений.
51. И подавление даже их при подавлении всего остального приводит
к медитации без предмета созерцания [абсолютному Самадхи].
Глава вторая. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
Затруднения
1. Подготовка к Йоге [Крийа-Йога] состоит в
самосовершенствовании, самопознании и посвящении плодов Богу.
2. Все делается для получения Самадхи и уменьшения затруднений.
3. Затруднениями являются: невежество, ложное самоосознание,
пристрастие, отвращение и закрепощенность.
4. Невежество является источником всех последующих [затруднений],
в каком состоянии они не были: дремлющем, ослабленном, усиленном или
распространенном.
5. Невежество есть принятие невечного, грязного, злобного,
небожественного за вечное, чистое, хорошее и божественное.
6. Ложное самоосознание - это отождествление познающего [разума]
с инструментом познания [телом, органами чувств].
7. Пристрастие - это тяга к удовольствиям.
8. Отвращение - это ответ на неприятность.
9. Закрепощенность - это любовь к жизни, которая, даже будучи
изучена, все равно остается в силе.
10. Если они ослаблены, то могут быть подавлены противоположными
воздействиями.
11. Их видоизменения называются медитацией.
12. Корень всех привычек и навыков лежит в отвлечении внимания на
препятствия как в видимом [материальном], так и невидимом [духовном]
планах.
13. Наличие корня приносит плоды [в виде] образов, жизни и
ощущений.
14. Плодами их являются удовольствия или страдания, проводимые
добродетелями или пороками.
15. Для провидящего все мучительно - как понимание последствий,
их опасение, впечатление от них, так и противоречие качеств.
16. Несчастье, которое еще не произошло, должно быть избегнуто.
Независимость духа во время созерцания
17. Причиной всего устраняемого является отождествление
созерцающего с созерцаемым.
18. Созерцаемое состоит из элементов и частей, оно по природе
своей просветленно, деятельно или инертно, и его назначение состоит в
получении опыта и освобождении.
19. Все качества материи могут быть в определенном состоянии,
неопределенном состоянии, едва намечены или лишены всяких признаков.