деятельное инертное; его назначение
приобретение опыта и освобождение [испытывающего].
19. Состояние качества суть: определенное, неопределенное, только
намеченное и лишенное признаков.
20. Зрящий есть только разум и, хотя чист, видит сквозь окраску
сознания.
21. Природа испытываемого - для него.
22. Хотя разрушается для того, кто достиг цели, она, однако, не
уничтожается, оставаясь присущею другим.
23. Слияние есть причина осуществления природы обоих сил, как
испытываемого, так и его владыки.
24. Неведение - его причина.
25. При отсутствии этого [неведения] бывает отсутствие слияния,
которое и есть то, чего следует избегать; в этом независимость
зрящего.
26. Средство уничтожения неведения есть непрерывное упражнение в
распознании.
27. Знание ее принадлежит самокритичному основанию.
28. С уничтожением посредством упражнения в различных частях йога
нечистоты, знание становится озаренным до распознавания.
29. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, Дхиана,
Самадхи суть органы йоги.
30. Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого,
воздержание и неприятие подарков называется Яма.
31. Эти, ненарушаемые временем упражнения должны быть производимы
каждым мужчиной, женщиной, ребенком, каждой душой, независимо от
страны и положения, составляют нияму.
32. Внутреннее и наружное очищение, самообуздание, довольство,
подчинение страстей, изученной самоотречение.
33. Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть
вызваны противоположные мысли.
34. Препятствия к йоге суть убийство и прочие совершения,
вызванные и одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будут
ли они слабые, средние или значительные. Способ устранить их - думать
о противоположном.
35. В присутствии утвердившегося в непричинении вреда
прекращается всякая вражда [в других].
36. Утверждением в правдивости йог приобретает силу пользоваться
для себя и других плодами дел без их совершения.
37. Утверждением в неприсвоении чужого все богатства достигаются
йогом.
38. Утверждением в воздержании приобретается энергия.
39. Утвердившись в неприятии подарков, йог получает воспоминание
о прошедшей жизни.
40. С утверждением внутренней и наружной чистоты возникает
отвращение к собственному телу и несообщение с другими телами.
41. Возникает также очищение Саттвы, веселое расположение духа,
сосредоточенность, победа над чувственностью и способность
самопознания.
42. Из довольства происходит высшее счастье.
43. Следствием самообуздания является смирение органов чувств и
тела через уничтожение нечистоты.
44. Повторением мантрама достигается восприятие призываемого
божества.
45. Принесением всего в жертву Ишвары достигается Самадхи.
46. Положение тела есть то, которое твердо и приятно.
47. Путем легкого усилия и размышления о беспредельном [положение
тела становится твердым и приятным].
48. Раз овладели сидением, противоположности перестали мешать.
49. Затем следует упражнение движением вдыхания и выдыхания.
50. Ее видоизменения бывают наружные, внутренние или неподвижные,
определяемые местом, временем и числом, продолжительные или короткие.
51. Четвертым есть подчинение Праны, направление ее на внутренние
или внешние предметы.
52. Этим ослабляется заслонение света Читты.
53. Сознание становится способным к Дхаране.
54. Сосредоточение органов производится посредством отречения от
соответствующих им предметов и принятия формы материи - сознания.
Глава третья. О СИЛАХ
1. Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь предмете.
2. Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна.
3. Когда оно, отвергая все образы, отражает только смысл. Это
называется Самадхи.
4. [Эти] три [когда в них упражняются] по отношению к одному