не разрешаются временем, они
не могут быть разрешены умом, опирающимся на опыт, умом, порожденным
временем. Когда такой ум видит перед собой глухую стену, возникает отчаяние.
Но если вы понимаете природу всего этого временного процесса, вы неизбежно
начнете исследовать вневременное, вечное, не рассуждать на тему, существует
ли вечное и как его достигнуть, что является школярским подходом, но быть в
состоянии исследования в движении познания, никогда не говоря: 'Я знаю'.
Человек, говорящий 'Я знаю', на самом деле не знает.
Итак, проблема состоит в том, может ли ум быть свободным от всякого
накопленного опыта и знания и в то же время не находиться в состоянии
амнезии. Вы жили так долго, узнали и приобрели так много, ваш ум стал
поверхностным и мелочным, хотя он полон многими вещами, но по существу это
пустой ум, и вы продолжаете все так же жить, накопляя все более и более,
пока вы не умрете. Видя неизбежность смерти, вы спрашиваете, есть ли
что-либо после смерти. Когда вам говорят, что после смерти вы попадете в
рай, вас это удовлетворяет, и вы умираете, надеясь на загробную жизнь, но до
самого последнего момента не заглушив голос страдания.
Самое главное - находиться в движении познавания, т.е. в состоянии
исследования самого себя. Но это требует постоянного внимания - внимания, а
не усилия. Быть внимательным - это значит осознавать то, что есть, когда вы
гуляете, разговариваете, едете в автобусе, сидите в кино или читаете книгу.
Если вы можете быть таким образом внимательны, вы сами откроете для себя
движение познавания, которое и есть истинное состояние смирения. Тогда вы
больше не будете последователем кого-либо или чего-либо и в вашей жизни не
будет подражания, заимствования из чужого источника.
В настоящее время вы живете чужими истинами, вы знаете только то, что
вам было сказано о боге, о добродетели, почти обо всем в жизни. Вы то, что
вы читали, что вы слышали, вы простой оттенок вашей культуры. Вы не знаете
ничего кроме вашей работы, ваших влечений и беспокойств. Вы подражаете, вы
следуете за кем-либо, у вас есть авторитет, учителя, ваши поддельные боги.
Ум, находящийся в движении познавания, пребывает в смирении, которое
есть чистота, только чистые знают любовь. Чистый ум есть любовь. Опыт не
является учителем. Опыт - учитель достижения, учитель механических вещей так
же, как и знание. Но ум, находящийся в движении познавания, свободен от
знания и поэтому не имеет ни прошлого, ни будущего. Такой ум может принять
то, что неизмеримо умом.
БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ
Я хотел бы сегодня говорить о раскрытии энергии в виде желания с его
осуществлением и неосуществлением и может быть о том, что находится за
пределами ума. Все виды изменений чрезвычайно беспокоят большинство из нас.
Мы любим исхоженные пути привычек и обычаев, отклониться от этих путей для
нас почти невозможно. Изменения в этих привычках мы делаем под воздействием
внешних влияний, мы не изменяемся сами, нас принуждают изменяться.
Обстоятельства играют важную роль в изменении наших установок, наших
ценностей, нашего поведения. Это проблема заслуживает тщательного
исследования, если мы хотим познать пути нашего мышления. Мы изменяемся под
воздействием пропаганды, газет, книг, среды, воспитания, семьи, традиций и
общественного мнения, климата, пищи. Мы никогда не свободны от этих влияний,
результатом которых мы являемся. Мы продукт окружающей среды. По-моему, не
существует хорошего или плохого влияния, всякое влияние является злом,
потому что оно обуславливает и порабощает ум. Наблюдайте за собой и за
влияниями, которые оказывает на нас окружающая среда и вы увидите
необычайные процессы, происходящие в так называемом свободном уме. Я не
думаю, что ум свободен, но ум может осознавать свое обусловливание.
Если мы не поймем влияний, рабами которых мы являемся, мы никогда не
сможем разбудить энергию, совершенно необходимую для нас. Осознание этих