Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

через действие, я хочу быть или стать кем-то. Я хочу

стать директором или первым учеником, я хочу достичь понимания, я хочу

получить ученую степень или лучшую работу, чтобы заработать больше денег -

все вы знаете эту игру в приобретательство, которая разыгрывается нами с

самим собой, и через которую происходит самореализация.

Если вы понаблюдаете за собой, вы убедитесь, что самореализация - это,

в сущности, требование ума, жаждущего власти; когда ум не может добиться

самореализации, он чувствует разочарование, чтобы избежать страданий,

связанных с разочарованием, ум обращается к какому-либо другому средству

самореализации. Если я не преуспеваю в мирской жизни, я стремлюсь стать

святым, я преследую мирской успех и т.п. и т.д. Жажда соответствовать

определенному шаблону изменения порождает энергию, дающую чувство власти,

которое, в свою очередь, стремится к усилению через реализацию. Эти процессы

неминуемо связаны со множеством страданий, ибо человек, стремящийся к

самореализации, постоянно живет в страхе неудачи; здесь-то и начинаются

несчастья.

Мы никогда не спрашиваем себя, есть ли действительно такая вещь, как

самореализация. Однажды вечером человек может увидеть на небе прекрасные

облака, и у него появится желание нарисовать их. Но если акт рисования

становится для него средством самореализации, то в тот момент он больше не

художник. Точно так же у вас может быть желание самореализации через семью,

желание оставить после себя сына, носящего ваше имя, вы можете назвать ваше

желание любовью, и с вами согласится все респектабельное общество, но на

самом деле это не любовь. Это простое стремление продлить свое существование

в другой форме.

Изменение без мотива нечто совершенно отличное от всего этого: оно

приходит без ваших поисков, как утро превращается в вечер, как тьма

превращается в свет. Ум видит разрушительную, развращающую природу

стремления к власти с его разочарованиями и несчастьями. Когда ум видит все

это, первая его реакция - попытаться убежать в то, что называют космическим

сознанием, истиной, богом - вы хорошо знаете эти высокопарные слова. Но это

вовсе не изменение. Это просто продолжение всего, что было, его результат,

проекция на то, что будет.

Итак, имеется ли путь исследования, который поможет ему быть в

состоянии энергии и понимания, в состоянии, являющимся непрерывным

изменением, вечным движением без начала и без конца? Я прошу вас, прежде

всего понять вопрос, а не думать о том, как достичь этого вечного движения,

каким образом захватить вневременность для вашего личного пользования в

вашем собственном маленьком доме.

Есть состояние, в котором все добродетели действительно существуют: это

состояние внимания. Быть полностью внимательным, значит быть полностью

добродетельным, значит жить среди распустившихся цветов добра и красоты. А

что вы делаете в настоящее время? Вы находите себе маленький рай,

безмятежную заводь в жизненной реке, и там вы двигаетесь, функционируете,

'изменяетесь'.

Для того, чтобы исследовать проблему внутреннего изменения, вы должны

полностью осознать природу власти, ее жажду, имеющуюся у всех нас, и понять,

может ли ум осознанно прекратить борьбу за власть без какого-либо мотива. Я

говорю о подлинном отречении от мира - не о замене одних богов другими, не о

том, чтобы стать отшельником или уйти в монастырь, или переодеться в другие

одежды. Подлинное отречение, являющееся внутренней революцией, - это полное

прекращение поисков власти, стремления стать значительным, иметь

общественное признание; полное отречение фактически означает, что вы входите

в новый мир, совершенно вам не известный, где ваш ум не был, где нет его

проекций, где нет ни будущего, ни прошлого, а только внимание, исследование

и осознание. У осознания нет прошлого, осознание не ведет к накоплению,

только с пробуждением осознания возникает энергия, не являющаяся продуктом

ума. Не переводите слово 'энергия' как Бог, ваши ужасные понятия