о Боге не
имеют ничего общего с тем, о чем я говорю. Существует энергия, по своей
сущности творческая и вечная; если вы не поймете этого, если вы не
соприкоснетесь сами с этой энергией, не окунетесь в ее океан, не узнаете ее
красоты, все, что вы думаете о Боге, не имеет никакой ценности. Творческая
энергия приходит загадочно и таинственно, без того, чтобы ее просили прийти.
Наша жизнь и красота творческой энергии - это совершенно разные вещи.
Наша жизнь полна мишуры, поверхностна и пуста. Энергия, которой мы обладаем,
ограниченна и быстро исчерпывается. Мы живем с ненавистью, ревностью,
завистью. Очевидно, мы должны оставить старые пути нашей жизни. Быть добрым
без мотива, быть щедрым без расчета, делить с другими все, что у вас есть,
давать щедрой рукой, щедрым сердцем и умом, не спрашивая, что вы получите
взамен - мы должны это делать, только такой образ жизни является порядочным
и достойным цивилизованного человека; но это не та творческая энергия, о
которой идет речь. Иметь добродетели, которые я перечислил, - это все равно,
что поддерживать в доме порядок и блестящую чистоту. Порядок и чистота,
разумеется, необходимы, но если с их помощью вы надеетесь достичь свободы,
свобода никогда не придет. Пусть ваш ум будет честным, бдительным,
внимательным без выбора: наблюдайте за каждым движением вашей мысли,
осознавайте значение каждого слова, но без какого-либо мотива, импульса или
принуждения. Тогда случится необыкновенное: энергия, не принадлежащая вам,
снизойдет на вас. В этой энергии вневременное бытие, эта энергия и есть
подлинная реальность.
БЕСЕДА ПЯТАЯ
Сегодня я хотел бы говорить о чувствительности ума и о медитации. Но
прежде, чем мы перейдем к этим проблемам, мне кажется чрезвычайно важным,
чтобы ум был вполне ясным, потому что не будучи ясным, он не может мыслить
очень глубоко. Ясность совершенно необходима на любом уровне ума. Если вам
не ясен путь к дому, вы можете заблудиться. Если вам не ясны ваши чувства,
возникает внутреннее противоречие. Если вы не полностью понимаете пути
своего мышления, такой недостаток ясности приводит к иллюзии. Я думаю -
иметь действительно ясный ум чрезвычайно трудно, потому что ясность нельзя
культивировать, ей нельзя научиться: ясность приходит через внимание, через
наблюдение, через осознание.
Ясность, о которой я говорю, является частью чувства прекрасного. Очень
немногие чувствительны к красоте - к красоте заката, к красоте лица, к
красоте изгиба дерева, листа, трепещущего на ветру, к красоте летящей птицы,
к красоте жеста и слова. Я говорю не столько о внешнем выражении, сколько о
внутренней структуре красоты. Ясность - это состояние полного бытия так же,
как и красота. Красота всеобъемлюща. Точно так же ясность не может быть
частичной. Ясность проникает собой весь ум, это чувство полноты
существования. Ясность - это простота. Мы судим о простоте по одежде, по
внешнему образу жизни. Для меня же простота - это внутреннее состояние бытия
без противоречия, без сравнения: это осознание в подходе к любой проблеме.
Простота не имеет ничего общего с преследованием ранее установленных целей.
Ум, заранее ориентированный в сторону цели, никогда не бывает пустым.
Простой ум - это такой ум, который функционирует, думает и чувствует без
мотивов. Мотив неизбежно связан с внутренним противоречием. Для меня
медитация - не что иное, как освобождение ума от всех мотивов.
Ум - не просто хранилище мыслей, он также и мысли, которые в нем
хранятся, и ограничения, наложенные на него временем. Ум - это также чувство
отдельности, особенности, это память, способность к испытыванию опыта в виде
знания и к сосредоточению опыта в виде знания. Ум - это также время, в том
смысле, что ум смотрит как назад, в прошлое, так и вперед, в будущее.
Но, кроме того, ум - это нечто, покрывающее все эти элементы, вместе
взятые, нечто, не являющееся просто словом и узнаванием этого слова. Ум