ни была новой или освященной традицией, не приведет
вас к реальности - вы никогда не вступите в это поле иллюзий; и ваш ум
снялся с якоря прошлого, поэтому вы находитесь в состоянии медитации.
В медитации находится также проблема неизвестного. Ум, как уже было
сказано, представляет собой известное, т.е. то, что уже было испытано. С
этой меркой мы пытаемся подойти к неизвестному, но неизвестное, очевидно,
никогда не может быть познано известным, известное может знать только то,
что оно испытало, чему оно было научено, что оно накопило.
Если я очень хорошо вижу, что мой ум не в состоянии познать
неизвестное, наступает абсолютное спокойствие. Если я чувствую, что могу
уловить неизвестное с помощью известного, я начинаю производить большой шум,
я болтаю, я извергаю, я пытаюсь найти путь к неизвестному. Но если ум поймет
свою полную неспособность познать неизвестное, если ум осознает, что он не
может сделать ни шагу навстречу неизвестному, что тогда происходит? Тогда ум
погружается в полное молчание. Это не отчаяние: просто ум ничего более не
ищет.
Поиски могут быть только от известного к неизвестному, все, что ум
может сделать - это осознать, что движение поисков никогда не раскроет
неизвестного. Всякое движение, исходящее от известного, все еще находится в
поле известного. Это единственное, что я должен осознать, это единственное,
что ум должен понять. И тогда без какой-либо стимуляции, без какой-либо цели
ум будет молчать. Замечали ли вы, что любовь - это молчание? Так бывает,
когда вы держите руку любимого человека, когда вы смотрите с любовью на
ребенка, когда вы вбираете в себя красоту вечера. У любви нет ни прошлого,
ни будущего, точно так же необыкновенное состояние молчания находится вне
времени. Без этого молчания, являющегося полной пустотой, нет творчества. Вы
можете обладать большим умом и способностями, но там, где нет творчества,
наступает опустошение и упадок. И ваш ум увядает.
Когда ум пребывает в пустоте и молчании, когда ум находится в состоянии
полного отрицания, которое не есть отсутствие всякой деятельности, не есть
противоположность положительного, но совершенно особое состояние, связанное
с прекращением всякого мышления - только тогда приходит то, что не имеет
имени.
БЕСЕДА ШЕСТАЯ
Сегодня я хотел бы, если возможно, говорить с вами о скорби, воле и
страхе. Большинство из нас живет в мире мифов, символов, подделок, которые
имеют для нас большее значение, чем мир действительности. Мы не понимаем
действительного мира нашей повседневной жизни с его несчастьями и борьбой, и
поэтому мы пытаемся убежать от него, создавая наш собственный поддельный
мир, мир богов, символов, идей и образов. Там, где имеется бегство от
действительности в этот поддельный мир, там всегда есть противоречия и
скорбь. Если мы хотим быть свободными от скорби, мы безусловно должны понять
тот поддельный мир, в который мы постоянно убегаем. Индуист, мусульманин,
буддист, христианин - все они имеют свой поддельный мир символов и образов,
который улавливает их. Для них символ имеет большее значение, более важен,
чем жизнь, символ пускает прочные корни в бессознательном и играет огромную
роль в жизни всех, кто принадлежит к той или иной культуре, цивилизации или
иной организованной религии. Итак, если мы хотим быть свободными от скорби,
я полагаю, прежде всего важно понять поддельный мир, в котором мы живем.
Если вы пойдете по дороге, вы увидите великолепие природы,
необыкновенную красоту зеленых полей и открытого неба, вы услышите детский
смех. Но, несмотря на все это, скорбь не исчезнет. Это мучения женщины,
рожающей ребенка, скорбь, связанная со смертью, скорбь, когда вы ожидаете
чего-либо, и ваши надежды не оправдываются, скорбь национальных бедствий,
скорбь от разложения и упадка не только в обществе, но и в отдельном
индивидууме. Если вы достаточно глубоко заглянете, вы увидите скорбь в вашем
доме: скорбь от того, что вы не можете осуществить желаемое, скорбь,