Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

/>

Но есть еще значительно более глубокая скорбь, которая приходит, когда

вы осознаете свое одиночество, изолированность. Вы можете быть среди людей,

в толпе, на званом вечере, вы можете разговаривать со своей женой или мужем,

но внезапно вы почувствуете неизмеримое одиночество, появляется чувство

полной изолированности, несущее с собой скорбь. Имеется также скорбь,

связанная с болезнью.

Большинство из нас хочет избежать скорби. Мы не хотим понять скорбь, мы

не хотим посмотреть на скорбь, мы не говорим: 'Каково значение скорби?' Нас

интересует только, как убежать от скорби. Это бегство не является

неестественным, это инстинктивное движение желания, но мы считаем его

неизбежным, и поэтому бегство от скорби становится для нас гораздо более

важным, чем сам факт скорби. Убегая от скорби, мы улавливаемся мифами,

символами, поэтому никогда не пытаемся исследовать, возможен ли конец

скорби.

В конце концов жизнь ставит перед нами все новые и новые проблемы.

Ежеминутно от жизни исходят вызовы, требования, и если ответ неадекватен,

неадекватность ответа вызывает горечь и разочарования. Именно поэтому для

большинства из нас стали так важны разные формы бегства.

Если я не могу разрешить свои проблемы здесь, на Земле, что же, я

всегда могу надеяться на загробную жизнь. Если я не могу покончить со

скорбью, я попытаюсь забыть ее в развлечениях, если мой ум несколько

серьезнее, я обращаюсь к книгам, к приобретению знаний. Мы убегаем от скорби

также с помощью переедания, непрерывной болтовни, ссор или погружаясь в

глубокую меланхолию.

Это все разные способы, как убежать от скорби; они становятся для нас

чрезвычайно важными, и мы даже боремся друг с другом из-за некоторых из них

- ваша религия и моя религия, ваша идеология и моя идеология, ваш ритуализм

и мой ритуализм.

Я прошу вас понаблюдать за собой, а не быть загипнотизированным моими

словами. В конечном счете то, что я говорю - это не абстрактная теория, это

ваша ежедневная жизнь. Я описываю ее, но я прошу вас не ограничиваться

выслушиванием моего описания. Через это описание осознайте себя сами, и вы

увидите, что ваша жизнь уловлена различными способами бегства. Поэтому так

важно посмотреть на факт, исследовать, понять, глубоко проникнуть в то, что

есть, ибо то, что есть - это вне времени, вне будущего. То, что есть -

вечно. То, что есть - это жизнь, то, что есть - это смерть, то, что есть -

это любовь, без успехов и разочарований. Все эти факты - истинная

реальность. Но уму, вскормленному, воспитанному на различных дорогах

бегства, необычайно трудно посмотреть на то, что есть, поэтому такой ум

посвящает годы изучению символов и мифов, о которых написано столько толстых

книг, или погрязает в ритуале, в применении какого-либо метода, системы,

дисциплины.

Важно наблюдать факт, а не цепляться за различные мнения об этом факте,

не говорить только о символе, репрезентующем факт. Понятно ли вам это?

Символ - это слово. Возьмите смерть. Слово 'смерть' - символ, используемый

для того, чтобы передать все, связанное с данным фактом: страх, скорбь,

необычайное чувство одиночества, пустота, умаленность, изолированность,

глубокое и непроходящее разочарование. Все мы знаем слово 'смерть', но лишь

немногие из нас видят все, что связано с фактом смерти. Мы почти никогда не

смотрим в лицо смерти и не понимаем необычайных вещей, связанных с нею. Мы

предпочитаем убегать от факта с помощью веры в загробную жизнь, или же мы

цепляемся за теорию перевоплощения душ. У нас есть эти успокоительные

объяснения, целая груда идей, убеждений и отрицаний, множество связанный с

ними символов и мифов. Я прошу вас понаблюдать за собою. Таковы факты.

Так же, как любовь невозможно культивировать, невозможно приобрести с

помощью дисциплины, скорбь нельзя уничтожить с помощью бегства, с помощью

церемоний и символов, с помощью благотворительной общественной деятельности,

с помощью национализма или другим отвратительным способом