Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

- отвратительна смерть или

прекрасна. Познать подлинную природу, глубину, красоту и привлекательность

смерти и скорби, означает конец смерти и скорби.

Наш ум механически функционирует в сфере известного, и через известное

мы пытаемся подойти к неизвестному - к смерти и скорби. Но может ли

произойти взрыв, после которого известное больше не будет искажать

действенность ума? Вы не можете избавиться от известного. Это было бы глупо,

неразумно, это никуда бы вас не привело. Важно только не позволять, чтобы

деятельность ума искажалась известным. Но этого неискажения нельзя добиться

с помощью решимости, с помощью какого-либо действия воли. Это неискажение

приходит, когда вы видите факт таким, каков он есть, а вы можете видеть факт

таким, как он есть - факт смерти, факт скорби - только тогда, когда вы

уделяете ему все свое внимание. Полнота внимания не есть концентрация, это

состояние полного осознания, в котором нет исключения.

Как фрагментарно мы знакомы с этим необыкновенным явлением, называемым

жизнью, мы никогда не смотрим на скорбь иначе, чем через завесу убегания от

скорби, мы никогда не видели красоту и необъятность смерти, и мы познаем

смерть только через страх и печаль. Понимание жизни, понимание значения и

красоты смерти возможно только тогда, когда ум мгновенно осознает то, что

есть.

Хотя мы их отличаем друг от друга, но по существу любовь, смерть,

скорбь - это одно и то же, потому что, воистину, любовь, смерть, скорбь

непознаваемы. В тот момент, когда вы говорите, что познали любовь, вы больше

не любите. Любовь вне времени, у нее нет начала и конца, а у знания есть. Вы

знаете только ощущение, стимул. Вы знаете только реакцию на любовь, но эта

реакция не есть любовь. Точно также вы не знаете, что такое смерть. Вы

знаете только реакцию на смерть, и вы откроете всю глубину и значение

смерти, только когда реакции прекратятся.

Я прошу вас слушать то, что я говорю, не как простую лекцию, а как

нечто жизненное для каждого человека на любой ступеньке общества. Эта

проблема, непосредственно затрагивающая каждого из нас, и мы должны знать ее

так же, как проблему голода, проблему секса, так же, как мы познаем

благословение счастья, посмотрев на вершины деревьев или на открытое небо.

Это благословение приходит, только когда ум находится в состоянии

деятельности без реакций.

Знать смерть - благословение, потому что смерть - неизвестное. Если вы

не понимаете смерти, вы можете потратить всю жизнь в поисках неизвестного и

не найти его. То же самое с любовью, которой вы не знаете. Вы не знаете, что

такое любовь, вы не знаете, что такое истина. Любовь не может быть целью

поисков, также как и истина. Когда вы ищете истину, это всего лишь реакция,

бегство от факта. Истина в том, что есть, а не реакция на то, что есть.


БЕСЕДА СЕДЬМАЯ


Я хотел бы, с вашего позволения, исследовать, что такое религиозный ум,

религиозный дух, и проникнуть в эту проблему так глубоко, как мы только

сможем. Это сложная проблема, как и все проблемы человеческого

существования, и я полагаю, что мы должны подходить к ней очень просто, с

чувством глубокого смирения, потому что глубокое исследование такой проблемы

требует ясного ума, не обремененного грузом окаменевших и навязчивых знаний,

и тогда, быть может, вы откроете что-либо оригинальное, новое, что-либо, не

сказанное ранее авторитетами, не принятое вами на веру под давлением ваших

потребностей и вашего принуждения.

Проблема, о которой идет речь, нелегкая, и поэтому, прежде всего,

необходимо забыть на время все, что вы знаете о ней, все приобретенные вами

традиции и воспоминания, чтобы самому попытаться открыть, что такое

религиозный ум.

Наша жизнь не становится все легче и проще, как раз наоборот. Давление

на человеческую личность становится почти непереносимым; с увеличением этого

давления, с усилением влияний и бесконечных требований к человеку со стороны

современного мира усиливается зависть, ненависть и отчаяние.