но для большинства из нас
символ приобрел гораздо большее значение, чем факт. Мы никогда не смотрим не
дерево без слова, а слово разрушает наше осознание дерева.
Я прошу вас быть внимательными. Слово 'ворона' - это не живое существо,
беспокоящее вас своим криком. Но мы улавливаемся словом, и поэтому никогда
не исследуем истины, лежащей за словом. Итак, необходимо отделить слово, имя
от вещи, необходимо понять, что глагол значительно сложнее и жизненнее, чем
имя по своему содержанию.
Возьмите глагол 'любить'. Если вы очень внимательно посмотрите на него,
вы увидите, что не любите. Все, что вы можете сказать - это: 'я любил' или
'я должен любить'. Вы мыслите в терминах прошлого и того, что должно или
может случиться 'прежде' или 'после'. Вы никогда не находитесь в состоянии
бытия живого, активного настоящего. У активного настоящего, предполагаемого
глаголами, нет ни будущего, ни прошедшего. Мне кажется, что понять это
чрезвычайно важно.
Как я уже сказал, большинство из вас никогда не находится в состоянии
бытия, мы были или надеемся быть, и время - как процесс становления -
представляет очень важный фактор нашей жизни. Но имеется активное настоящее,
включающее в себя 'то, что было', 'то, что есть' и 'то, что будет' без
разделения; нужно понять это необычайное состояние бытия, это живое,
активное настоящее. Существование - это не то, что было или будет,
существование - это теперь, включающее в себя время. Очень важно, чтобы вы,
слушая то, что я говорю, поняли, если сможете, это состояние бытия,
включающее все время, чтобы вы осознали его без усилия, чтобы вы поняли его
значение, не говоря себе: 'Я должен понять'.
Добродетель не от прошлого и не от будущего, это состояние в настоящем,
которое должно быть совершенно бессознательным. В тот момент, когда вы
почувствуете себя добродетельным, вы больше не добродетельны. Человек,
стремящийся культивировать смирение, тщеславен и глуп, потому что смирение
невозможно культивировать. Смирение - это состояние бытия, это не
добродетель, которую следует культивировать, что было бы ужасно.
Культивируемая добродетель всегда ужасна, ибо, культивируя добродетель, вы
перестаете быть добродетельным. Пытаясь приблизиться к идеалу ненасилия, вы
полны насилия.
Итак, поняв что такое 'глагол', в котором 'бытие', 'прошедшее' и
'будущее' входят в активное настоящее, давайте исследуем природу 'Я'.
'Я' представляет собой центр мышления, центр, обусловленный опытом,
знанием. Так же как двигатель привезшего вас автобуса и любая другая сложная
машина является продуктом знания и опыта многих людей. 'Я' - есть выражение
накопленного опыта, памяти и поэтому по своей сущности оно механистично. Это
очень важно понять. 'Я' - вовсе не духовная сущность, это чистый продукт
привычек, опыта, памяти, влияний, выражение коллективных традиций и т.п. Это
процесс мышления, основанный на памяти, знании, опыте, и поэтому
механистический. О чем бы ни думало ваше 'Я' - о Боге, о машине или о
работе, - оно остается в пределах своей ограниченности. Когда вы говорите о
своем 'Я' - Атмане души, о вечном Боге и т.д., это просто привычка, вы
повторяете то, чему вас научили. Коммуниста научили не верить во весь этот
религиозный вздор, и он скажет, что нет ни Бога, ни души, это все - чепуха,
изобретение капиталистов.
Итак, 'Я', наблюдатель, мыслитель, испытывающий - это не духовная
сущность, это механизм памяти, централизованный в виде 'Я', с его
многообразными ограничениями. Таковы факты, но вы возражаете, вы говорите:
'Разве не существует духовный мир, нечто постоянное за пределами всего
этого?' Если уловленный в сеть механистических привычек ум размышляет о
чем-то за пределами их, такой ум, несомненно, глуп. Поэтому очень важно
понять механизм памяти, привычек, который мы называем 'Я'.
Знание механистично. Если вы инженер, ваши инженерные знания - это