от рабства. Тогда ум больше не имеет центра, из которого он
действует. Если есть центр, то есть и периферия. Действовать исходя из
центра, противоположного периферии, это рабство. Но когда ум, осознавая свой
центр, воспринимает природу этого центра, одного такого осознавания
совершенно достаточно. Осознавать природу центра - это самое большое, что вы
можете сделать; это величайшее действие, возможное для ума. Но для этого
нужно все ваше внимание. Когда вы любите без какого-либо мотива, без
какой-либо потребности, такая любовь приносит свои результаты, у такой любви
свой путь, своя красота. Осознавание требует полного внимания, когда вы
отдаете чему-либо весь ваш ум, все ваше сердце, все ваше существо, проблемы
не возникает. Проблемы и несчастья нашей жизни создаются частичным
вниманием, в котором нет полной самоотдачи.
БЕСЕДА ВТОРАЯ
Для того, чтобы внести ясность в мир, должна быть прежде всего
внутренняя ясность. Нас улавливают конфликты разных типов, разных степеней,
на разной глубине. Некоторые конфликты очень поверхностны, механичны и легко
разрешимы, в то время как другие гораздо глубже и почти неизмеримо глубоки.
Эти скрытые конфликты вызывают искаженные действия, которые в свою очередь
создают много несчастий и горя, создают все увеличивающееся число проблем,
стоящих перед нами в повседневной жизни. Не отгораживайтесь от этих проблем,
не говорите себе: 'Это меня не касается'. Это касается вас в потрясающей
степени. Быть может, вы хотите, чтобы это вас не касалось, быть может, вы не
хотите думать об этом, но долг каждого человека - знать всю проблему,
стоящую перед ним, человечеством, во всей ее полноте, ибо мы ответственны за
все, что происходит в мире, где бы ни происходили события. Мы, люди, тесно
связаны друг с другом, и все что случается в любой точке земного шара,
воздействует на нас.
Но прежде, чем идти дальше, важно понять один центральный вопрос: что
цель и средство - одно и то же. С помощью любого средства вы не можете
достичь отличной от него цели. Чтобы стать инженером, ученым, химиком и
т.д., имеются определенные средства, и применение этих средств является
правильным. Использование средств для достижения цели развивает механическое
отношение к жизни и связано с эффективностью. Эффективный ум в мире техники,
механики, науки необходим, но в мире Духа - это тиран. Ваши учителя, ваши
книги все тираничны, потому что они требуют достижения цели с помощью
средств. Средства ухудшают нас, и вы становитесь рабами. Свободы нельзя
достичь с помощью средств. Если целью является свобода, бессмысленно
пытаться достичь ее с помощью рабства. Если не является свободным первый шаг
на пути к свободе, не будет свободы и в конце пути. Говорить, что пройдя
через рабство, вы в конце концов станете свободным, - это старая и хорошо
известная игра политических деятелей, учителей и йогов.
Это очень важный вопрос и здесь нужна полная ясность. То, что я
раскрываю вам, не может быть понятно механистичным умам. Если вы привыкли к
системе и пришли сюда, чтобы заменить старую систему новой, вы будете
разочарованы, потому что я не предлагаю вам никакой системы, никакого
метода, никакой цели. Наша совместная задача - раскрыть тайны ума, сделать
новые и новые открытия. Но открытия возможны тогда, когда ум свободен и
именно поэтому свобода так важна. Вы не можете делать открытия даже в самых
обычных вещах, вы не можете видеть красоту, очарование формы и цвета,
новизну знакомых вещей, если вы смотрите на них взором, скованным привычкой.
Открытие заключено в самом развертывании проблемы, но в момент, когда вы
начинаете накоплять то, что открыто, вы перестаете делать открытия. Открытие
или понимание нового невозможно для накопляющего механистичного ума.
Вам приходилось слышать, как кричат вороны? Какой ужасный шум они
производят, рассаживаясь на ночь по деревьям! Слушали ли вы когда-нибудь
этот шум, вслушивались ли вы в него на самом деле? Я позволю себе усомниться