Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

их ум буквально кишит внутренними противоречиями;

поэтому все добро, которое они могут сделать, в конечном счете даст плоды

зла. То, что я говорю, может быть, не понравится вам, но таковы факты.

Внутреннее противоречие вызывает к жизни действие, и в этом состоянии

внутреннего противоречия вы действуете с чрезвычайной энергией, и общество,

которое также находится в состоянии внутреннего противоречия, одобряет ваши

действия. Вы не нравитесь себе таким, как вы есть, потому вы хотите стать

другим, чем вы есть в соответствии с вашим идеалом.

Не спрашивайте: 'Как же избавиться от внутренних противоречий?' - это в

высшей степени глупый вопрос. Вы должны только видеть, что вы целиком

уловлены внутренним противоречием. Этого совершенно достаточно, потому что в

тот момент когда вы полностью осознаете противоречие внутри вас, это

осознание порождает энергию, освобождающую от противоречий. Осознание

действительности, подобно осознанию опасности, порождает свою собственную

энергию, которая, в свою очередь, вызывает к жизни действие без

противоречия.

Как возможно понять противоречие - именно понять, а не превзойти,

подавить или сублимировать? Если вы хотите понять что-либо, в вашем сердце

должна быть любовь, терпение, настойчивость, благожелательность, симпатия.

Вооружившись этими качествами, попробуем понять, что такое сознание.

Сознание, без сомнения, основано на противоречии, оно представляет

собой процесс соотнесения и образования ассоциаций. Без соотнесения сознание

не существует. Соотнесение идей, ассоциаций накопленного опыта, сознательно

или бессознательно приобретенных воспоминаний, расовых инстинктов,

унаследованных традиций, бесчисленных влияний, которым мы подвержены, - все

это составляет сознание с его нескончаемыми усилиями, которые определяют

границы ума; это путь мысли, создающий центр и периферию. Противоречия и

возникающие с ними усилия ограничивают ум, и это ограниченное сознание

образует 'Я' - 'я' инженера, 'я' изобретателя, учителя, бизнесмена, 'я',

связанное с мыслью, опытом, сознанием.

Связывающий нас опыт, влияния, традиции могут быть осознанными либо

проявляться бессознательно. Большинство из нас, вероятно, не знает всех

связывающих нас влияний, и если вы начнете изучать самого себя, неизбежно

увидите, что ваши сознательные и бессознательные конфликты, вызывающие сны и

различные психологические состояния, являются результатом глубокого

внутреннего противоречия.

Внутреннее противоречие не способствует пониманию, оно порождает только

хитрость, помогает приспосабливаться к окружению. Именно к этому и стремится

большинство из нас. Действие, порождаемое внутренним противоречием, как бы

заманчиво оно ни выглядело на поверхности, в конечном счете ведет к

несчастью. На поверхности вы можете делать добро, но в конечном счете вы

только усугубляете несчастья.

Если вы видите, что всякое действие, рожденное внутренним противоречием

и связанной с ним напряженностью, неизбежно приводит к несчастьям человека в

его отношениях с окружающим миром, вы начинаете спрашивать: 'Что же в таком

случае представляет собой разумное существо, его действие? Если такое

действие существует, какова же его природа?' Это движение, не разделенное на

идею и действие. Когда вы чувствуете что-либо очень сильно, вы действуете не

рассчитывая, без хитрых доводов интеллекта, без размышлений о том, насколько

опасно действие. Из этого чистого чувства рождается действие, не являющееся

внутренне противоречивым.

Когда вы любите что-либо всем своим существом, - внутреннего

противоречия нет. Но большинство из нас не знает этой полноты любви. Мы

делим любовь на плотскую и духовную, святую и нечестивую, мы не знаем любви

как цельного чувства, как любви полноты бытия, которая не от прошлого и не

от будущего, которая не заинтересована в собственной непрерывности. Это

чувство всеобъемлюще, у него нет пределов, нет границ, и это чувство и

является действием, свободным от внутреннего