Он хочет знать
вещи такими, какими они есть, без жажды переделать, подчинить или
сублимировать то, что он видит. Только такой ум находится в состоянии
смирения.
Я прошу вас слушать то, что я думаю вслух, с чувством свободы, без
усилия. В тот момент, когда вы делаете усилие слушать, вы перестаете
слушать. Вы действительно слушаете, только когда у вас есть чувство свободы,
достаточная уравновешенность души и тела, состояние ненапряженного внимания.
В этом состоянии ненапряженного внимания ум сможет понять гораздо больше, он
осознает более глубокие и тонкие вещи, чем говоря себе: 'Я хочу понять и для
этого я должен произвести усилие', - что, как можно опасаться, делает
большинство людей.
Я прошу вас слушать с любовью и сознанием собственной свободы, я прошу
вас исследовать с ненапряженным вниманием, потому что вы ничего не
'приобретете' от меня. Я не собираюсь что-либо вам давать; если вы пришли
сюда с намерением приобрести что-либо, вы даром тратите свое время. Если
имеется тот, кто дает, и тот, кто получает, - оба они далеки от состояния
смирения. Чтобы уяснить природу смирения, чтобы осознать это необыкновенное
чувство, вы должны понять ваше упорное стремление освободиться от своих
проблем, разрешить их. Этого хочет большинство из вас, не правда ли? Мы
хотим разрешить наши проблемы, убежать от повседневных несчастий,
конфликтов, борьбы, от мелочности, безобразности, грубости и мимолетных
радостей нашего обыденного существования; мы все время порываемся бежать
куда-то. Именно поэтому мы следуем за нашими вождями, присоединяемся к
различным организациям, переходим от одного учителя к другому, надеясь найти
средства преодоления тревоги, нашего страха, нашего недостатка любви.
У всех нас есть свои проблемы, от которых мы не можем уйти, и с
течением времени тяжесть этих проблем не уменьшается, а становится все
больше и больше. Подавляющее бремя так называемой цивилизации разрушает нашу
способность к самостоятельному мышлению. Мы утеряли ту простоту, с которой
необходимо приближаться к бесчисленным проблемам, стоящим перед нами. Ум
желает превзойти или разрушить свои проблемы - проблемы жадности, зависти,
лживости, ревности, лени, страха и т.д., ум активно ищет путь, метод,
систему для достижения этой цели. Именно такая устремленность ума уничтожает
смирение.
Там, где есть усилие - усилие для изменения, трансформации самого себя,
- там нет смирения, там неизбежно появляется тщеславие. У вас возникает
мысль о том, что вы изменились, достигли цели, вышли за пределы проблемы, и
все это дает вам сознание вашей важности. Поэтому вы никогда не чувствуете
подлинной природы смирения.
Нужно только смотреть на проблему, просто смотреть на нее и
ознакомиться со всеми ее сторонами. Если вы изучите проблему, как бы она ни
была болезненна и безобразна, если вы смотрите на нее, движетесь в ней,
живете с ней, и - это не пустая фраза - обнимаете ее, если вы делаете
проблему близкой сердцу, тогда вы обнаружите, что находитесь в состоянии
смирения; и самая проблема становится тогда совершенно иной, какой она была
раньше. Избавиться от всякого стремления к изменению, от всякого усилия -
это не состояние отрицания и также не состояние утверждения. Вы просто
исследуете.
Большинство из нас завистливы. Проблема зависти очень сложна. Зависть
связана с непрекращающейся борьбой, сопоставлением, состязанием, обостряющим
волю, стремлением к достижению, выходу за пределы проблемы. Это и есть
утверждающее действие, которое поощряется нашей культурой. В конечном счете
жажда славы основана на зависти. Завидуя, вы страдаете, вы чувствуете
разочарование, тревогу, страх, вы пытаетесь освободиться от зависти, и таким
образом, неизбежно возникает конфликт. Такой ум не находится в состоянии
смирения.
Когда ум знает, что он завистлив, когда ум не уклоняется от признания
этого факта, не обманывает себя, не занимает лицемерной позиции, но просто