ее, так чтобы в моей жизни мог функционировать разум,
чтобы я жил без всякой дисгармонии, чтобы указатель направления находился
под руководством разума? Быть может, именно поэтому религиозные люди вместо
слова 'разум' употребляли слово 'Бог'.
Бом: А какое в этом преимущество?
Кришнамурти: Не знаю, в чем здесь преимущество.
Бом: Так зачем же употреблять такое слово?
Кришнамурти: Оно пришло от примитивного страха, боязни природы;
постепенно отсюда выросла идея о том, что существует некий верховный отец.
Бом: Но это все еще мысль, которая функционирует по-своему, без разума.
Кришнамурти: Конечно. Я просто напоминаю об этом. Говорят: положись на
Бога, имей веру в Бога, и тогда Бог будет действовать через тебя.
Бом: Пожалуй, Бог - это метафорическое выражение разума, однако люди в
большинстве своем не воспринимают это как метафору.
Кришнамурти: Конечно нет, для них это устрашающий образ.
Бом: Да. Можно было бы сказать, что если слово 'Бог' означает то, что
неизмеримо, что находится за пределами мысли...
Кришнамурти:... что не имеет имени, что неизмеримо и, следовательно, не
имеет образа.
Бом: Тогда оно будет действовать внутри измеримого.
Кришнамурти: Да. Я стремлюсь довести до сознания следующее: желание
обрести с течением времени этот разум создало образ Бога. И с помощью образа
Бога, образа Иисуса, Кришны или какого-то другого образа, благодаря вере в
него, - которая все еще является движением мысли, - человек надеется, что в
его жизни будет существовать гармония.
Бом: А образ подобного рода в силу своей тотальности вызывает
непреодолимое желание, стремление; иными слова-ми, он пересиливает рассудок,
подавляет собой вообще все.
Кришнамурти: Вы слышали, как на днях архиепископы и епископы говорили,
что только Иисус имеет значение, все остальное не имеет значения.
Бом: Но это то же самое движение, посредством которого удовольствие
пересиливает здравый рассудок. Кришнамурти: Страх и удовольствие. Бом: Они
пересиливают; не может быть установлено никакой пропорции.
Кришнамурти: Да, я стараюсь сказать: 'Вы видите, таким образом
обусловлен весь мир'.
Бом: Да, однако, вы подсказали вопрос: что представляет собой этот мир,
который обусловлен подобным образом? Если мы будем считать, что этот мир
существует независимо от мысли, мы попадем в ту же ловушку. Кришнамурти:
Конечно, конечно.
Бом: Иными словами, весь обусловленный мир есть результат этого образа
мышления, его причина и одновремен-но его следствие.
Кришнамурти: Верно.
Бом: А такой образ мышления представляет собой дис-гармонию, хаос,
неразумие и так далее.
Кришнамурти: Я слушал в Блэкпуле выступления на съезде лейбористской
партии. Как они все умны, а некоторые из них весьма серьезны; и тут же вся
эта двусмысленность и тому подобное, мышление в понятиях лейбористской и
кон-сервативной партий. Они не говорят: 'Давайте соберемся все вместе и
посмотрим, что для людей будет лучше всего'. Бом: Они не способны на это.
Кришнамурти: В том-то и дело, но ведь они пользуются своим разумом!
Бом: Ну, только в этих ограниченных рамках. Это то, что всегда
представляет для нас трудность: люди развили техни-ку и многое другое за то
время, когда разум их был ограничен, а ограниченный разум может служить в
высшей степени неразумным целям.
Кришнамурти: Да, именно так.
Бом: Это продолжается тысячелетиями. Потом, разуме-ется, возникает
реакция, ибо проблемы чересчур велики, слишком обширны.
Кришнамурти: Но по существу все очень просто, чрезвы-чайно просто, это
- чувство гармонии. И оттого, что оно так просто, оно может работать в самых
сложных условиях.
Давайте вернемся назад. Мы сказали, что мысль и разум имеют общий
источник...
Бом: Да, мы дошли так далеко.
Кришнамурти: Что это за источник? Обычно его припи-сывают какому-нибудь
философскому понятию или говорят, что этим источником является Бог, - я
просто пользуюсь таким словом в данный момент, -- или Брахман. Это общий
источник, центральное движение, которое разделяется на материю и разум. Но
это - всего лишь идея, словесное утверждение, которое по-прежнему является
мыслью. А этот источник вы не можете найти при помощи мысли.
Бом: Здесь возникает вопрос: если вы найдете его, чем тогда будете
'вы'?
Кришнамурти: 'Вы' не