хотел бы пользоваться этими слова-ми.
Бом: Они слишком ограниченны?
Кришнамурти: Жизнь, разум, любовь, сострадание - все эти слова слишком
ограниченны. Мы с вами тут сидим. Мы уже пришли к атому пункту, и существует
то, что, быть может, позднее найдет свое выражение в словах без какого-либо
затруднения и без всякой иллюзии. Вы видите, что за этой стеной, то есть за
словом? Мы пришли к определенному пункту и говорим, что существует что-то
еще большее - вы понимаете? - существует что-то за всем этим. Оно осязаемо?
Можем ли мы к нему прикоснуться? Или это что-то такое, чего ум не может
схватить? Вы следите?
Бом: Вы считаете, что не может?
Кришнамурти: Я не думаю, что ум способен это уло-вить...
Бом: Или охватить...?
Кришнамурти: Охватить это, понять... хотя бы увидеть извне. Вы ученый,
вы исследовали атом и т.д. Почувствовали ли вы во время своих исследований,
что за всем этим существует нечто гораздо большее?
Бом: Вы всегда можете чувствовать, что за этим сущес-твует большее, но
оно ничего вам о себе не говорит. Понятно, что любое знание ограниченно.
Кришнамурти: Да.
Бом: А за ним должно быть большее.
Кришнамурти: Как оно может с вами общаться, так, чтобы вы, с вашим
научным знанием, с той способностью, которой обладает ваш мозг, могли его
постичь?
Бом: Вы считаете, что оно непостижимо?
Кришнамурти: Нет, но как можете вы его постичь? Я не говорю, что вы не
можете. Вы можете постичь?
Бом: Послушайте, это неясно. Вы говорили раньше, что оно непостижимо...
Кришнамурти: Постичь в смысле возможности вашего ума выйти за пределы
теорий...? Я пытаюсь выяснить, можете ли вы в это войти. Не в смысле времени
и всего прочего. Можете вы быть его частью? Нет, это все слова. Что
находится за пустотой? Тишина?
Бом: Не подобна ли она пустоте?
Кришнамурти: Да, это то, к чему я подхожу. Двигайтесь шаг за шагом.
Является ли это тишиной? Или тишина есть часть пустоты?
Бом: Да, я сказал бы так.
Кришнамурти: Я тоже так сказал бы. Если бы это была не тишина, то могли
бы мы - я просто спрашиваю - могли бы мы сказать, что это нечто абсолютное?
Вы понимаете?
Бом: Прекрасно, мы могли бы рассмотреть абсолютное. Оно должно быть
чем-то совершенно независимым; это имен-но то, что слово 'абсолютное'
действительно означает. Оно не зависит ни от чего.
Кришнамурти: Да. Вы сдвинулись с места и стали к этому ближе.
Бом: В действительности движется только 'я', 'я' -- активно.
Кришнамурти: Да. Могли бы вы сказать, что все имеет причину, а то
причины вообще не имеет?
Бом: Видите ли, это представление очень древнее. Эту идею выдвинул еще
Аристотель, утверждая, что абсолют есть причина самого себя. Кришнамурти:
Да.Бом: Он не имеет причины, он - в восприятии. Это одно и то же.
Кришнамурти: Видите ли, то, что вы отметили у Арис-тотеля... это не то.
Как мы к этому подойдем? Пустота есть энергия, и эта пустота существует в
тишине, или наоборот, - это не имеет значения - верно? Да, существует что-то
за всем этим. Возможно, никогда не удастся выразить это словами. Но оно
должно быть выражено. Вы согласны?
Бом: Вы считаете, что абсолют должен быть выражен словами, но мы
сознаем, что это невозможно. Всякая попытка выразить словами превращает его
в нечто относительное.
Кришнамурти: Да. Не знаю, как это выразить.
Бом: Я считаю, что нашей долгой и жуткой историей мы обязаны абсолюту.
Люди выразили его словами, и он стал очень жестоким.
Кришнамурти: Оставим все это. Видите ли, неведение в отношении того,
что сказали другие - Аристотель, Будда и пр. - имеет свою положительную
сторону, положительную в том смысле, что ум не окрашен идеями других людей,
он не в плену утверждений, высказанных другими. Все это - часть нашей
обусловленности. Итак, это нужно преодолеть, что мы и пытаемся делать?
Бом: Я думаю, мы пытаемся сообщить об абсолюте, о том, что за
пределами.
Кришнамурти: Слово 'абсолют' я сразу же убираю.
Бом: Тогда что бы это ни было, оно за пределами пустоты и тишины.
Кришнамурти: За пределами всего существует нечто, относящееся к
беспредельности.
Бом: Да, даже пустота и тишина -- это беспредельность, не так ли? Сама
энергия - беспредельность.
Кришнамурти: Да, это я понимаю. Но существует нечто еще более
значительное. Пустота,