Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

- возможно.

Бом: Встает вопрос: не могла бы быть в этом полезна теория психологии?

Опасность тут в том, что сама теория могла бы оказаться предрассудком. Если

вы попытались бы создать теорию...

Кришнамурти: Это то, о чем я говорю. Она стала бы предрассудком.

Бом: Она стала бы предрассудком потому, что мы еще не научились на нее

опираться.

Кришнамурти: Итак, человек страдает и его страдание -- обычный фактор -

верно? И имеет значение способ его наблюдения.

Бом: Да. Я не уверен, что ученые согласились бы с тем, что это наиболее

важный человеческий фактор.

Кришнамурти: Хорошо. Конфликт?

Бом: Ну, это спорно.

Кришнамурти: Тогда возьмите что угодно, это не имеет значения.

Привязанность, удовольствие, страх.

Бом: Я думаю, что некоторые люди могли бы возразить, они сказали бы,

что предпочтут что-нибудь более положи-тельное.

Кришнамурти: И что же это?

Бом: Просто некоторые люди, например, могли бы сказать, что самый

элементарный, общепринятый фактор - это разумность.

Кришнамурти: Нет, нет и нет! Я не назвал бы разумность общепринятым

фактором. Если бы люди были разумны, они не воевали бы друг с другом.

Бом: Это мы должны пояснить. В прошлом такой чело-век, как Аристотель,

мог сказать, что разумность - самый естественный человеческий фактор. Теперь

вы возражаете против этого, утверждая, что люди в основе своей неразумны.

Кришнамурти: Да, они неразумны.

Бом: Они неразумны, хотя могли бы быть разумными. Таким образом, вы

утверждаете, что разумность человека не является фактом.

Кришнамурти: Совершенно верно.

Собеседник: Я думаю, многие ученые сказали бы, что разные бывают люди,

но что самым общим для людей является то, что все они стремятся к счастью.

Кришнамурти: Является ли это общим фактором? Нет. Я не согласен с тем,

что многие люди стремятся к счастью.

Собеседник: Да, люди все разные.

Кришнамурти: Согласен. Остановимся здесь.

Собеседник: Я говорю о том, что это - общепринятое мнение, люди в это

верят и считают это фактом.

Кришнамурти: То есть, каждый человек считает, что он совершенно отличен

от других.

Собеседник: Конечно. И все люди, независимо друг от друга, борются за

счастье.

Кришнамурти: Все они ищут всякого рода удовольствия. Согласились бы вы

с этим?

Бом: Это некий общечеловеческий фактор. Но причина, по которой я

предпочел разумность, состоит в том, что само существование науки основано

на представлении, что разум-ность присуща человеку.

Кришнамурти: Каждый человек ищет свою собственную индивидуальность.

Бом: Но, видите ли, наука была бы невозможна, если бы это было только

так.

Кришнамурти: Абсолютно согласен.

Собеседник: Почему?

Бом: Потому что тогда человек не был бы заинтересован в истине. Сама

возможность научного открытия зависит от присущего людям ощущения, что цель

нахождения истины - это общая цель, и она за пределами личного

удовлетворе-ния; потому что если ваша теория неверна, вы должны признать ее

ошибочность, хотя это навряд ли принесет вам удовлетворение. Иначе говоря,

это весьма огорчительно, но люди признают ошибку и говорят: 'Признаю, это -

неверно'.

Кришнамурти: Я не ищу удовлетворения. Я - обыкно-венный человек. Вы

высказали мысль, что ученые априори считают людей разумными.

Бом: По крайней мере, когда они занимаются наукой. Они могли бы

согласиться, что не очень разумны в личной жизни, но уж во всяком случае они

способны быть разумны-ми, когда занимаются научной работой. В противном

случае к ней невозможно было бы приступить.

Кришнамурти: Таким образом внешне, в отношении к делу, все они разумны.

Бом: Во всяком случае, они стремятся быть и в какой-то степени являются

разумными.

Кришнамурти: Они стремятся быть разумными, но они уже стали неразумными

в своих отношениях с другими людьми.

Бом: Согласен. Они не могут эти отношения поддержи-вать.

Кришнамурти: Так что это и оказывается общим факто-ром.

Бом: Да. Важно подчеркнуть, что их разумность ограни-ченна и, как вы

сказали, непреложным фактом является то, что в более широком смысле они не

могут быть разумными. Они могут добиваться успеха в какой-то ограниченной

сфере.

Кришнамурти: Правильно. Таков факт.

Бом: Таков факт, хотя мы не считаем, что это неизбежно, или не может

быть изменено.

Кришнамурти: