- возможно.
Бом: Встает вопрос: не могла бы быть в этом полезна теория психологии?
Опасность тут в том, что сама теория могла бы оказаться предрассудком. Если
вы попытались бы создать теорию...
Кришнамурти: Это то, о чем я говорю. Она стала бы предрассудком.
Бом: Она стала бы предрассудком потому, что мы еще не научились на нее
опираться.
Кришнамурти: Итак, человек страдает и его страдание -- обычный фактор -
верно? И имеет значение способ его наблюдения.
Бом: Да. Я не уверен, что ученые согласились бы с тем, что это наиболее
важный человеческий фактор.
Кришнамурти: Хорошо. Конфликт?
Бом: Ну, это спорно.
Кришнамурти: Тогда возьмите что угодно, это не имеет значения.
Привязанность, удовольствие, страх.
Бом: Я думаю, что некоторые люди могли бы возразить, они сказали бы,
что предпочтут что-нибудь более положи-тельное.
Кришнамурти: И что же это?
Бом: Просто некоторые люди, например, могли бы сказать, что самый
элементарный, общепринятый фактор - это разумность.
Кришнамурти: Нет, нет и нет! Я не назвал бы разумность общепринятым
фактором. Если бы люди были разумны, они не воевали бы друг с другом.
Бом: Это мы должны пояснить. В прошлом такой чело-век, как Аристотель,
мог сказать, что разумность - самый естественный человеческий фактор. Теперь
вы возражаете против этого, утверждая, что люди в основе своей неразумны.
Кришнамурти: Да, они неразумны.
Бом: Они неразумны, хотя могли бы быть разумными. Таким образом, вы
утверждаете, что разумность человека не является фактом.
Кришнамурти: Совершенно верно.
Собеседник: Я думаю, многие ученые сказали бы, что разные бывают люди,
но что самым общим для людей является то, что все они стремятся к счастью.
Кришнамурти: Является ли это общим фактором? Нет. Я не согласен с тем,
что многие люди стремятся к счастью.
Собеседник: Да, люди все разные.
Кришнамурти: Согласен. Остановимся здесь.
Собеседник: Я говорю о том, что это - общепринятое мнение, люди в это
верят и считают это фактом.
Кришнамурти: То есть, каждый человек считает, что он совершенно отличен
от других.
Собеседник: Конечно. И все люди, независимо друг от друга, борются за
счастье.
Кришнамурти: Все они ищут всякого рода удовольствия. Согласились бы вы
с этим?
Бом: Это некий общечеловеческий фактор. Но причина, по которой я
предпочел разумность, состоит в том, что само существование науки основано
на представлении, что разум-ность присуща человеку.
Кришнамурти: Каждый человек ищет свою собственную индивидуальность.
Бом: Но, видите ли, наука была бы невозможна, если бы это было только
так.
Кришнамурти: Абсолютно согласен.
Собеседник: Почему?
Бом: Потому что тогда человек не был бы заинтересован в истине. Сама
возможность научного открытия зависит от присущего людям ощущения, что цель
нахождения истины - это общая цель, и она за пределами личного
удовлетворе-ния; потому что если ваша теория неверна, вы должны признать ее
ошибочность, хотя это навряд ли принесет вам удовлетворение. Иначе говоря,
это весьма огорчительно, но люди признают ошибку и говорят: 'Признаю, это -
неверно'.
Кришнамурти: Я не ищу удовлетворения. Я - обыкно-венный человек. Вы
высказали мысль, что ученые априори считают людей разумными.
Бом: По крайней мере, когда они занимаются наукой. Они могли бы
согласиться, что не очень разумны в личной жизни, но уж во всяком случае они
способны быть разумны-ми, когда занимаются научной работой. В противном
случае к ней невозможно было бы приступить.
Кришнамурти: Таким образом внешне, в отношении к делу, все они разумны.
Бом: Во всяком случае, они стремятся быть и в какой-то степени являются
разумными.
Кришнамурти: Они стремятся быть разумными, но они уже стали неразумными
в своих отношениях с другими людьми.
Бом: Согласен. Они не могут эти отношения поддержи-вать.
Кришнамурти: Так что это и оказывается общим факто-ром.
Бом: Да. Важно подчеркнуть, что их разумность ограни-ченна и, как вы
сказали, непреложным фактом является то, что в более широком смысле они не
могут быть разумными. Они могут добиваться успеха в какой-то ограниченной
сфере.
Кришнамурти: Правильно. Таков факт.
Бом: Таков факт, хотя мы не считаем, что это неизбежно, или не может
быть изменено.
Кришнамурти: