Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

не связана с содержанием

сознания.

Бом: Да, это означает, что для мозга существует возмож-ность изменения.

Или мозг всецело находится под контролем его содержания, или в каком-то

смысле он не обусловлен.

Кришнамурти: Это опасная концепция!

Бом: Но это то, что вы говорите.

Кришнамурти: Нет. Постарайтесь увидеть заключенную в этом опасность:

допустить самому себе, что существует часть мозга...

Бом: ... деятельности...

Кришнамурти: ... хорошо, деятельности мозга, которая не связана с

содержанием.

Бом: Это возможная деятельность. Это могло бы озна-чать, что мозг еще

не пробужден.

Кришнамурти: Он не пробужден. Правильно.

Собеседник: Но в чем опасность?

Кришнамурти: Это достаточно просто. Опасность - в моем допущении, что

Бог существует во мне, что существует нечто сверхчеловеческое, нечто вне

содержания моего созна-ния и, следовательно, это нечто будет воздействовать

на него, или действовать вопреки ему.

Собеседник: А какая часть мозга видит опасность?

Кришнамурти: Давайте двигаться медленно. Какая часть мозга видит

опасность? Конечно, содержание; оно видит опасность.

Собеседник: Видит ли?

Кришнамурти: О, да. Содержание сознает все хитрые приемы, к которым оно

прибегает.

Бом: Это подобно многим старым его уловкам.

Кришнамурти: Да.

Бом: Эти хитрые уловки мы прежде обсуждали - пред-полагать, что Бог в

нас, воображать, что он в нас присутству-ет. Опасность тут очевидна.

Собеседник: Но может ли мозг, видя опасность, каким-то образом заявить

о ней? Потому что это могло бы быть знаком, указывающим правильное

направление.

Бом: Хотя это опасно, это может быть необходимо; это может вывести на

правильный след.

Кришнамурти: Бессознательное, которое есть часть со-держания, возможно,

уловит это и скажет 'да', так как оно сразу же видит опасность.

Собеседник: Оно видит собственный след.

Кришнамурти: Конечно, оно видит след, который само и оставило. Оно,

таким образом, избегает этот след. В этом здравый ум: избегать след -

означает здравомыслие. Существу-ет ли деятельность, полностью независимая от

содержания? И является ли такая деятельность частью мозга?

Бом: Не в этом ли состоит естественная деятельность мозга, то, что для

него существенно важно?

Кришнамурти: И что это означает?

Бом: Ну, если существует такая естественная деятель-ность, она могла бы

как-то быть пробуждена и могла бы изменить мозг.

Кришнамурти: Но не считаете ли вы, что она все еще материальна?

Бом: Безусловно. Понимаете, возможны разные уровни материи.

Кришнамурти: Верно. Это то, что я и стремлюсь полу-чить.

Бом: Но, видите ли, если вы мыслите таким образом, то это может быть и

более глубокий уровень материи, не обусловленной содержанием. Например, нам

известна в уни-версуме материя, вообще не обусловленная содержанием наших

индивидуальных мозгов. Это мог бы быть более глубокий уровень такой

необусловленной материи.

Кришнамурти: Но это все еще было бы материей - утонченной, или

'суперматерией', или чем угодно; это все еще было бы содержанием.

Бом: Почему вы так считаете? Не будем спешить. Утвер-ждаете ли вы, что

материя есть содержание?

Кришнамурти: Да.

Бом: В основе своей? Но это требуется пояснить, потому что это не

очевидно.

Кришнамурти: Давайте это обсудим. Давайте не упустим это. Мысль есть

материя.

Бом: Хорошо, мысль есть часть содержания, часть мате-риального

процесса. Обладает ли она, как материя, независи-мым существованием -- это

не совсем ясно. Вы можете сказать, вода есть материя; вы можете переливать

ее из одного стакана в другой, она имеет независимую субстанцию. Но не ясно,

могла бы мысль, подобно материи, существовать сама по себе, без какой-то

другой материальной субстанции как мозг, в котором она проявляется. Понятно

ли это?

Кришнамурти: Я не совсем уловил.

Бом: Когда вы говорите, что вода есть материя, это понятно. А если

скажете, что мысль есть материя, то мысль для этого должна иметь подобную же

независимую субстан-цию. Я говорю: воздух есть материя - верно? Или вода

есть материя. А вот волны -- не материя, они -- всего лишь происходящий в

материи процесс. Понятно, что я имею в виду?

Кришнамурти: Да. Волны - это процесс в материи.

Бом: Материальный процесс. Является ли мысль мате-рией