не связана с содержанием
сознания.
Бом: Да, это означает, что для мозга существует возмож-ность изменения.
Или мозг всецело находится под контролем его содержания, или в каком-то
смысле он не обусловлен.
Кришнамурти: Это опасная концепция!
Бом: Но это то, что вы говорите.
Кришнамурти: Нет. Постарайтесь увидеть заключенную в этом опасность:
допустить самому себе, что существует часть мозга...
Бом: ... деятельности...
Кришнамурти: ... хорошо, деятельности мозга, которая не связана с
содержанием.
Бом: Это возможная деятельность. Это могло бы озна-чать, что мозг еще
не пробужден.
Кришнамурти: Он не пробужден. Правильно.
Собеседник: Но в чем опасность?
Кришнамурти: Это достаточно просто. Опасность - в моем допущении, что
Бог существует во мне, что существует нечто сверхчеловеческое, нечто вне
содержания моего созна-ния и, следовательно, это нечто будет воздействовать
на него, или действовать вопреки ему.
Собеседник: А какая часть мозга видит опасность?
Кришнамурти: Давайте двигаться медленно. Какая часть мозга видит
опасность? Конечно, содержание; оно видит опасность.
Собеседник: Видит ли?
Кришнамурти: О, да. Содержание сознает все хитрые приемы, к которым оно
прибегает.
Бом: Это подобно многим старым его уловкам.
Кришнамурти: Да.
Бом: Эти хитрые уловки мы прежде обсуждали - пред-полагать, что Бог в
нас, воображать, что он в нас присутству-ет. Опасность тут очевидна.
Собеседник: Но может ли мозг, видя опасность, каким-то образом заявить
о ней? Потому что это могло бы быть знаком, указывающим правильное
направление.
Бом: Хотя это опасно, это может быть необходимо; это может вывести на
правильный след.
Кришнамурти: Бессознательное, которое есть часть со-держания, возможно,
уловит это и скажет 'да', так как оно сразу же видит опасность.
Собеседник: Оно видит собственный след.
Кришнамурти: Конечно, оно видит след, который само и оставило. Оно,
таким образом, избегает этот след. В этом здравый ум: избегать след -
означает здравомыслие. Существу-ет ли деятельность, полностью независимая от
содержания? И является ли такая деятельность частью мозга?
Бом: Не в этом ли состоит естественная деятельность мозга, то, что для
него существенно важно?
Кришнамурти: И что это означает?
Бом: Ну, если существует такая естественная деятель-ность, она могла бы
как-то быть пробуждена и могла бы изменить мозг.
Кришнамурти: Но не считаете ли вы, что она все еще материальна?
Бом: Безусловно. Понимаете, возможны разные уровни материи.
Кришнамурти: Верно. Это то, что я и стремлюсь полу-чить.
Бом: Но, видите ли, если вы мыслите таким образом, то это может быть и
более глубокий уровень материи, не обусловленной содержанием. Например, нам
известна в уни-версуме материя, вообще не обусловленная содержанием наших
индивидуальных мозгов. Это мог бы быть более глубокий уровень такой
необусловленной материи.
Кришнамурти: Но это все еще было бы материей - утонченной, или
'суперматерией', или чем угодно; это все еще было бы содержанием.
Бом: Почему вы так считаете? Не будем спешить. Утвер-ждаете ли вы, что
материя есть содержание?
Кришнамурти: Да.
Бом: В основе своей? Но это требуется пояснить, потому что это не
очевидно.
Кришнамурти: Давайте это обсудим. Давайте не упустим это. Мысль есть
материя.
Бом: Хорошо, мысль есть часть содержания, часть мате-риального
процесса. Обладает ли она, как материя, независи-мым существованием -- это
не совсем ясно. Вы можете сказать, вода есть материя; вы можете переливать
ее из одного стакана в другой, она имеет независимую субстанцию. Но не ясно,
могла бы мысль, подобно материи, существовать сама по себе, без какой-то
другой материальной субстанции как мозг, в котором она проявляется. Понятно
ли это?
Кришнамурти: Я не совсем уловил.
Бом: Когда вы говорите, что вода есть материя, это понятно. А если
скажете, что мысль есть материя, то мысль для этого должна иметь подобную же
независимую субстан-цию. Я говорю: воздух есть материя - верно? Или вода
есть материя. А вот волны -- не материя, они -- всего лишь происходящий в
материи процесс. Понятно, что я имею в виду?
Кришнамурти: Да. Волны - это процесс в материи.
Бом: Материальный процесс. Является ли мысль мате-рией