Да, по существу таких же. Так почему он ведет себя иначе?
Кришнамурти: Этот вопрос возникал уже много раз, снова и снова, в
разных частях света. Итак, почему существу-ет такое разделение?
Собеседник: Абсолютно ли это разделение? Видите ли, даже человек,
отвечающий на ненависть ненавистью, спосо-бен сознавать ее бессмысленность,
неестественность, созна-вать, что должно быть по-другому.
Кришнамурти: Должно быть по-другому. Но человек продолжает борьбу с
идеями. Он пытается в этом разобраться с помощью мысли, которая рождает
тьму.
Собеседник: Я только хочу сказать, что это разделение не представляется
полным.
Кришнамурти: О, оно является полным, абсолютным.
Собеседник: Тогда почему бы людям просто не сказать: 'Давайте жить,
давайте радоваться жизни до последнего мгновения'?
Кришнамурти: Потому что они ничего не могут видеть, кроме собственной
тьмы.
Собеседник: Но они хотят из нее выйти.
Кришнамурти: Теперь минуту. Хотят ли они выйти из нее? Действительно ли
они осознают состояние, в котором находятся, и есть ли у них осознанное
желание выйти из тьмы?
Собеседник: К тьме у них отношение двойственное. Они хотят продолжать
пользоваться ее плодами, но в то же время чувствуют, что это неправильно,
что это ведет к страданию.
Бом: Или же они находят, что это выше их сил. Видите ли, когда человек
во власти гнева или удовольствия, он не может уйти.
Кришнамурти: Люди тут ничего не могут поделать.
Собеседник: Но они все же желают выйти из тьмы, хотя это для них
невозможно. Существуют силы, которые превы-шают их волю.
Кришнамурти: Что тогда нам делать? Может быть, это разделение ложно?
Бом: В этом все дело. Нам лучше было бы говорить о различии между двумя
подходами. Это различие несущес-твенно.
Кришнамурти: Не думаю, что эти два подхода имеют что-либо общее.
Бом: Почему? Вы же говорите, что их различие ложно. Хотя в основном
люди одинаковы, между ними, тем не менее, обнаруживается различие. Быть
может, большинство людей сделало неверный поворот.
Кришнамурти: Да, давайте скажем так.
Бом: Но это различие несущественно, оно не затрагивает структуры, это
не то различие, которое существует между деревом и камнем.
Кришнамурти: Согласен с вами, это не такое различие, как между камнем и
деревом. Давайте подойдем к этому проще. Есть два ответа. Они направлены от
источника в разные стороны. Но источник у них один. Почему большин-ство
людей не приняло верного направления?
Бом: Мы не сумеем на это ответить. Но я как раз говорил, что когда
кто-то это понимает, он возвращается назад, к первоисточнику, и он тогда уже
не сделает неверного поворо-та. В каком-то смысле, мы постоянно совершаем
неверный поворот, и если бы мы могли это понять, стало бы возможным
измениться. А мы постоянно двигаемся все от того же источника, не будучи
способны вернуться к нему во времени.
Кришнамурти: Подождите, подождите.
Бом: Есть две возможности толковать наше утвержде-ние. Одна - в том,
чтобы сказать, что источник существует во времени, что в далеком прошлом мы
начинали вместе и избрали разные пути.
Другая - в том, чтобы сказать, что источник - вне времени, и мы
постоянно делаем неверный поворот, снова и снова. Верно?
Кришнамурти: Да, постоянно делаем неверный поворот. Почему?
Собеседник: Это также означает, что существует посто-янная возможность
делать верный поворот.
Кришнамурти: Да, разумеется, именно так. Если мы скажем, что существует
источник, от которого мы все начали движение, то окажемся в плену времени.
Бом: Мы не можем возвращаться назад.
Кришнамурти: Это исключено. Следовательно, вне вся-кого сомнения, мы
все время совершаем неверный поворот.
Бом: Постоянно.
Кришнамурти: Постоянно совершаем неверный поворот. Но почему? Один
живет с озарением, а другой - нет. Посто-янно ли это их состояние? Человек,
который живет во тьме, может в какой-то момент переместиться в число тех,
кто прозрел. Это тот самый исходный пункт, и это может про-изойти в любое
время.
Бом: Тогда ничто не удерживает человека кроме посто-янно совершаемого
им неверного поворота. Можно было бы сказать: тьма такова, что сам он не
видит, как делает неверный поворот.
Кришнамурти: В правильном ли направлении мы следу-ем и правильно ли
ставим вопрос? Предположим, озарение