Нарайан: Это наводит на мысль, что разумное мышление препятствует
старению. Но само разумное мышление может превратиться порой в стереотип.
Бом: Это возможно. Разумное мышление, устремленное в узкую сферу,
становится также частью стереотипа.
Кришнамурти: Конечно, конечно.
Бом: Но не существует ли какой-то другой путь?
Кришнамурти: В этом мы разберемся.
Бом: Давайте раньше выясним вопрос, касающийся тренировки тела. Если
усиленно тренировать тело, то оно остается сильным, но может стать
механичным.
Кришнамурти: Да.
Бом: А следовательно, это может оказывать неблагопри-ятное действие.
Нарайан: А что можно сказать в отношении различных средств,
предлагаемых религиозной традицией, таких как йога, тантра, кундалини и
т.д.?
Кришнамурти: Понимаю. О, они должны усыхать! Если судить по тому, что
происходит. Возьмем к примеру йогу. Мы берем этот пример без какого бы то ни
было стремления ее дискредитировать, вульгаризировать, если возможно
употре-бить это слово. Лишь очень немногие строго ее соблюдали, не будучи
озабоченными кундалини и всем прочим, те, кого действительно интересовала
высоко моральная, так называ-емая духовная жизнь. Я хочу здесь добраться до
сути.
Бом: Думаю, есть нечто, имеющее прямое к этому отношение. Надо
полагать, прежде чем человек был органи-зован в общество, он жил в близком
общении с природой, и для него тогда было невозможно вести рутинную жизнь.
Кришнамурти: Да, совершенно невозможно.
Бом: Но была полная незащищенность.
Кришнамурти: Таким образом, мы говорим, что мозг сам собой становится
чрезвычайно живым, если он не в плену стереотипа, если он живет в состоянии
неопределенности, не становясь при этом невротичным!
Бом: Я думаю, более понятно, когда вы говорите о том, чтобы не
становиться невротичным: тогда сама определен-ность, надежность становится
формой невроза. Но я склоня-юсь к тому, что мозг живет без того, чтобы
обладать или требовать надежности, требовать надежного знания.
Кришнамурти: Таким образом, мы говорим, что знание также способствует
увяданию мозга.
Бом: Конечно, когда он постоянно повторяет и становит-ся механичным.
Кришнамурти: Но а само знание?
Бом: Мы должны тут быть очень осторожны. Я думаю, что знание имеет
тенденцию становиться механическим. Иначе говоря, ему свойственно
фиксироваться, но мы могли бы быть всегда изучающими.
Кришнамурти: Изучение, идущее от центра, изучение как накопительный
процесс!
Бом: Это изучение чего-то фиксированного. Видите ли, мы изучаем нечто
как фиксированное, а потом вы учитесь уже от этого. Если бы мы изучали без
того, чтобы постоянно что-то фиксировать,...
Кришнамурти: Изучать, а не прибавлять. Можем мы так учиться?
Бом: Безусловно. Я думаю, что до определенных пред-елов мы должны
отстранять наше знание. Видите ли, знание может быть ценным до какого-то
момента, а потом оно перестает быть ценным. Оно выполнило свою задачу. Можно
сказать, что наша цивилизация коллапсирует от чрезмерного знания.
Кришнамурти: Именно так.
Бом: Мы не отбрасываем то, что стоит на пути.
Нарайан: Многие формы знания являются кумулятив-ными, суммирующими.
Пока вы не знаете предыдущего, вы не можете знать следующего. Не хотели бы
вы сказать, что такого рода знание является повторяющим?
Бом: Да, пока мы учимся. Но если мы придерживаемся какого-то принципа
или центра, если мы фиксированы и не считаем возможным это изменить, то
знание становится тогда механическим. Предположим, например, что нам надо
нала-живать жизнь. Люди должны организовывать общество и т.д., и они
нуждаются в знании.
Кришнамурти: Тут мы прибавляем все больше и больше.
Бом: Правильно. Но мы можем и от чего-то освобождать-ся.
Кришнамурти: Безусловно.
Бом: Какое-то знание становится помехой на пути. Понимаете, оно все
время движется.
Кришнамурти: Да, но я не говорю об этом, я спрашиваю о знании как
таковом.
Бом: Вы имеете в виду знание без его содержания?
Кришнамурти: Да, знающий ум.
Бом: Ум, который просто жаждет знания, - вы это имеете в виду? Жаждет
знания ради самого знания?
Кришнамурти: Да. Я хочу поставить под вопрос всю идею обладания
знанием.
Бом: Но это опять же не совсем ясно: ведь мы признаем, что определенные
знания