Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

Нарайан: Это наводит на мысль, что разумное мышление препятствует

старению. Но само разумное мышление может превратиться порой в стереотип.

Бом: Это возможно. Разумное мышление, устремленное в узкую сферу,

становится также частью стереотипа.

Кришнамурти: Конечно, конечно.

Бом: Но не существует ли какой-то другой путь?

Кришнамурти: В этом мы разберемся.

Бом: Давайте раньше выясним вопрос, касающийся тренировки тела. Если

усиленно тренировать тело, то оно остается сильным, но может стать

механичным.

Кришнамурти: Да.

Бом: А следовательно, это может оказывать неблагопри-ятное действие.

Нарайан: А что можно сказать в отношении различных средств,

предлагаемых религиозной традицией, таких как йога, тантра, кундалини и

т.д.?

Кришнамурти: Понимаю. О, они должны усыхать! Если судить по тому, что

происходит. Возьмем к примеру йогу. Мы берем этот пример без какого бы то ни

было стремления ее дискредитировать, вульгаризировать, если возможно

употре-бить это слово. Лишь очень немногие строго ее соблюдали, не будучи

озабоченными кундалини и всем прочим, те, кого действительно интересовала

высоко моральная, так называ-емая духовная жизнь. Я хочу здесь добраться до

сути.

Бом: Думаю, есть нечто, имеющее прямое к этому отношение. Надо

полагать, прежде чем человек был органи-зован в общество, он жил в близком

общении с природой, и для него тогда было невозможно вести рутинную жизнь.

Кришнамурти: Да, совершенно невозможно.

Бом: Но была полная незащищенность.

Кришнамурти: Таким образом, мы говорим, что мозг сам собой становится

чрезвычайно живым, если он не в плену стереотипа, если он живет в состоянии

неопределенности, не становясь при этом невротичным!

Бом: Я думаю, более понятно, когда вы говорите о том, чтобы не

становиться невротичным: тогда сама определен-ность, надежность становится

формой невроза. Но я склоня-юсь к тому, что мозг живет без того, чтобы

обладать или требовать надежности, требовать надежного знания.

Кришнамурти: Таким образом, мы говорим, что знание также способствует

увяданию мозга.

Бом: Конечно, когда он постоянно повторяет и становит-ся механичным.

Кришнамурти: Но а само знание?

Бом: Мы должны тут быть очень осторожны. Я думаю, что знание имеет

тенденцию становиться механическим. Иначе говоря, ему свойственно

фиксироваться, но мы могли бы быть всегда изучающими.

Кришнамурти: Изучение, идущее от центра, изучение как накопительный

процесс!

Бом: Это изучение чего-то фиксированного. Видите ли, мы изучаем нечто

как фиксированное, а потом вы учитесь уже от этого. Если бы мы изучали без

того, чтобы постоянно что-то фиксировать,...

Кришнамурти: Изучать, а не прибавлять. Можем мы так учиться?

Бом: Безусловно. Я думаю, что до определенных пред-елов мы должны

отстранять наше знание. Видите ли, знание может быть ценным до какого-то

момента, а потом оно перестает быть ценным. Оно выполнило свою задачу. Можно

сказать, что наша цивилизация коллапсирует от чрезмерного знания.

Кришнамурти: Именно так.

Бом: Мы не отбрасываем то, что стоит на пути.

Нарайан: Многие формы знания являются кумулятив-ными, суммирующими.

Пока вы не знаете предыдущего, вы не можете знать следующего. Не хотели бы

вы сказать, что такого рода знание является повторяющим?

Бом: Да, пока мы учимся. Но если мы придерживаемся какого-то принципа

или центра, если мы фиксированы и не считаем возможным это изменить, то

знание становится тогда механическим. Предположим, например, что нам надо

нала-живать жизнь. Люди должны организовывать общество и т.д., и они

нуждаются в знании.

Кришнамурти: Тут мы прибавляем все больше и больше.

Бом: Правильно. Но мы можем и от чего-то освобождать-ся.

Кришнамурти: Безусловно.

Бом: Какое-то знание становится помехой на пути. Понимаете, оно все

время движется.

Кришнамурти: Да, но я не говорю об этом, я спрашиваю о знании как

таковом.

Бом: Вы имеете в виду знание без его содержания?

Кришнамурти: Да, знающий ум.

Бом: Ум, который просто жаждет знания, - вы это имеете в виду? Жаждет

знания ради самого знания?

Кришнамурти: Да. Я хочу поставить под вопрос всю идею обладания

знанием.

Бом: Но это опять же не совсем ясно: ведь мы признаем, что определенные

знания