Время создало эго, 'я', образ меня
поддерживался обществом, воспитанием, он постепенно создавался и укреплялся
в течение миллионов лет. Все это -- результат времени, и, исходя из этого, я
действую.
Нарайан: Да.
Бом: Психологически, в направлении к будущему; иначе говоря, в
направлении к некоторому будущему состоянию бытия.
Кришнамурти: Да. А это означает, что центр -- это всегда становление.
Бом: Стремление становиться лучше.
Кришнамурти: Лучше, благороднее или чем-то еще. Все это - постоянное
стремление становится чем-то психологи-чески - есть фактор времени.
Бом: Вы говорите, что стремление становиться создает страдание?
Кришнамурти: Очевидно. Это просто. Оно все разделяет. Оно отделяет меня
от других, и таким образом вы отличны от меня. А когда я завишу от кого-то,
и этот кто-то уходит, я чувствую себя одиноким и несчастным. Все это
продолжает-ся.
Итак, мы говорим, что любой фактор разделения, в котором заключена сама
природа 'я', должен неизбежно причинять страдание.
Бом: Вы говорите, что 'я' создавалось во времени, и что оно принесло
разделение, конфликт и т.д.? Но если бы не было психологического времени,
вся эта структура, пожа-луй, рухнула бы и что-то совершенно другое случилось
бы?Кришнамурти: Именно так. Это то, что я говорю. И, таким образом, мозг
разрушил себя.
Бом: То есть, следующий шаг - сказать, что мозг вырвался бы из этой
рутины и, пожалуй, смог бы тогда восстановиться. Это не следует логически,
но, тем не менее, так могло бы быть.
Кришнамурти: Я думаю, что это как раз логически следует.
Бом: Хорошо, логически следует, что это остановило бы вырождение.
Кришнамурти: Да.
Бом: А дальше вы добавляете, что это было бы началом восстановления?
Кришнамурти: Вы смотрите на это скептически?
Нарайан: Да, потому что вся трудность человеческой ситуации связана с
временем.
Кришнамурти: Это мы знаем.
Нарайан: Общество, индивид, вся эта структура заклю-чает в себе
огромную силу, и ничто слабое тут не работает.
Кришнамурти: Что значит 'слабое'?
Нарайан: Сила этой структуры так огромна, что только колоссальная
энергия могла бы сломить ее.
Кришнамурти: Конечно.
Нарайан: А индивид, кажется, не способен генерировать энергию, которая
была бы достаточна для такого прорыва.
Кришнамурти: Но вы держите палку не за тот конец, если будет позволено
вам заметить. Когда вы употребляете слово 'индивид', вы уходите от факта,
что мозг универсален.
Нарайан: Да, признаю.
Кришнамурти: Индивидуальности не существует.
Нарайан: Это мозг таким образом обусловлен.
Кришнамурти: Да, все это мы повидали. Мозг таким образом обусловлен
временем. Время обусловливает -- верно? Это не то время, которое создано
обусловливанием, время само по себе есть обусловливающий фактор.
Так вот, возможно ли, чтобы фактор времени не сущес-твовал? (Мы говорим
о психологическом времени, а не об обычном физическом времени). Я утверждаю,
что это возмож-но. Мы сказали, что конец страданию приходит тогда, когда
'я', созданное временем, более не существует. Человек, который действительно
вынес всю тяжесть страдания, воз-можно, будет это отрицать. Но когда он
выйдет из этого состояния, - если кто-то укажет ему на то, что происходит, и
он пожелает это слушать, увидеть разумность, заключен-ный в этом здравый
смысл, и не захочет отгораживаться от этого защитной стеной, - то он уже вне
поля времени. Его мозг свободен от этого качества временной зависимости.
Нарайан: Временно.
Кришнамурти: Ах, опять. Когда вы употребляете слово 'временно', оно
ведь означает время.
Нарайан: Нет, я имею в виду, что человек соскальзывает обратно во
время.
Кришнамурти: Нет, он не может вернуться обратно, если видит, что это
нечто опасное, как кобра или что-то другое. Не может он тогда вернуться.
Нарайан: С этой аналогией что-то неладно, потому что опасной является
сама структура. Человек непроизвольно соскальзывает во время.
Кришнамурти: Когда вы видите опасное животное, сра-батывает немедленное
действие. Оно может быть результатом прошлого знания и длительного опыта, но
само это действие самозащиты мгновенно. Психологически мы опасности не
сознаем. Если мы начинаем осознавать опасность психологи-чески так же, как
мы осознаем физическую опасность, то у нас мгновенно